В статье подробно разбираю что такое Scrum: что это такое, кому подойдет, основные элементы, процесс, как использовать.
Scrum: что это такое
Scrum – это фреймворк, стиль работы над заданиям, когда вся команда действует сообща, идет к определённой цели за определенный период времени в меняющихся условиях, соблюдая ценности проекта.
- Фреймворк Scrum
Скрам — имеет творческую составляющую, работает в среде где меняется множество факторов (стратегии, требования, рынок) и доносит клиентам продукты только с высокой ценностью.
Важно понимать: это не методология с определёнными рамками, это именно фреймворк, каркас, который вы можете внедрять в любую область.
Пройти обучениеТребования меняются, условия тоже, но определённая цель остается.
У SCRUM как и каждой игры есть правила. Все правила вы сможете прочитать в SCRUM GUIDE
Обязательно прочтите его, он на русском языке) Это достаточно сухой документ, который ответит на все вопросы.
Немного истории
Скрам как подход появился раньше Гайда.
Два японца Хиротака Такеючи и Икуджиро Нонако стали исследовать чем эффективные команды отличаются от неэффективных. И в 1965 году они опубликовали статью, где рассказали что более эффективные команды фокусируются не на том чтобы делать задачи, а на определенной цели.
Чтобы было понятнее. Цель футбольной команды — забить гол. Вся команда работает над этим.
Поэтому команда ориентированная на определенную цель — работает гораздо лучше и эффективнее, нежели команда, которая просто решает задачи по мере поступления.
Кому пойдодет SCRUM?
- Инновационным продуктам. Когда необходимо встать на сторону пользователя, изменять продукт в соответсвии с изменением настроения пользователя.
- Другим проектам, которые работают на меняющемся рынке.
Элементы Scrum
В скраме всего 11 элементов, как только один из элементов выпадает, вы не сможете получить все плюсы фреймворка.
- Элементы Scrum
Роли:
- Владелец продукта. Здесь все понятно — это может быть founder. Может быть менеджер продукта, у которого есть компетенции и право решать в какую сторону идет компания.
- Скрам-мастер. В задачи входит првильно денести и саморганизовать команду согласно ценностям (читайте ниже).
- Команда разработки. Те люди, которые отвечают за качество продукта.
🎯Что почитать: Команда Scrum
Артефакты:
- Бэклог продукта. Упорядоченный список, что необходимо сделать для продукта.
- Бэклог спринта. Те задачи, которые мы взяли из бэклог продукта, чтобы быстрее достичь цели.
- Инкремент. То, что мы получаем, когда делаем работу. Конечная цель. Фича, функционал. Это всегда продукт, так как мы можем убрать какую- то функциональность, можем добавить.
🟠Что почитать: 3 Артефакта Scrum. Что нужно знать
События:
- Спринт. Сам процесс, который включает в себя срок. По сути это отрезок времени.
- Планирование спринта. Всегда планируем, без плана никуда.
- Ежедневный Скрам. Встречи по 15 минут, для того, чтобы посмотреть как команда продвинулась в решении задачи. Так как условия меняются, всегда есть возможность пересмотреть план.
- Обзор спринта. Тот самый продукт, который мы сделали мы доносим до пользователей на тестирование. Или спонсорам/инвесторам.
- Ретроспектива. Смотрим на то как прошел спринт, как мы работаем, как улучшить взаимодействия, чтобы в следующий раз спринт прошел более успешно.
И самое важное — цель спринта!
Что почитать:
Спринт в Scrum: события, планирование, обзор
Ретроспектива спринта в Scrum
Фундамент Скрама
Эмпирический контроль — это метод, который позволяет в условиях неопределенности наблюдать за данными, событиями, с целью получения информации.
На основе информации и принимаются решения, где мы и куда мы двигаемся.
Какую потребность клиента и как мы можем ее закрыть?
3 столпа на которые опирается Scrum
- Инспекция — как раз включает в себя понимание того, в какой точке наш продукт сейчас находится
- Адаптация — что мы можем поменять, чтобы наш продукт стал лучше
- Прозрачность — все данные должны быть точными.
Только когда эти 3 столпа работают вместе возможен результат.
Но и этого тоже недостаточно
Ценности Scrum
- Ценности Scrum
- Открытость — мы признаем свои ошибки. Мы открыты для всех наших пользователей и для обратной связи от них. Мы открыты друг для друга, чтобы делиться своим опытом. Как команда мы открыты для перемен.
- Смелость — мы понимаем, что мы чего то не знаем, что нам необходимо развиваться. Принятие обратной связи — это возможность, а не ограничение.
- Фокус. В первую очередь фокус на настоящем. Так как будущее не определено, а прошлое мы можем использовать только для опыта.
Фокусируемся только на тех задачах, которые позволят нам достичь цели. Не делаем кучу бесполезных дополнений к задаче. - Уважение. Уважение к себе и пользователям. Мы не позволяем выпускать неготовый продукт. Уважаем тех, кто дает нам деньги для того, чтобы мы решали проблемы клиентов.
- Обязательство. Преданность команде, продукту. Действительная вера в то, что вы делаете необходимо людям. Преданны цели спринта. Стремлению быть саморганизоавнными.
Чтобы ценности могли проявится, необходимо ДОВЕРИЕ, в первую очередь друг к другу. Понимание того, что рядом работает профессионал команде.
Доверие к пользователя, к компании, к основателю.
Если этого не будет, то данному фреймворку здесь будет тяжело появится и развиваться.
Как использовать ценности SCRUM?
Создаем рабочие процессы команды, ежедневные действия и задачи.
Делим эти действия на 2 раздела.
- Ключевые. Те которые соответствуют фреймворку и ценностям.
- Не ключевые. Смотрим где они были нарушены. Либо меняем действия, либо отказываемся от них.
Можем использовать подход обратной связи. Просто общаемся друг с другому как команда и обсуждаем, где было ок, а где нарушены ценности Скрам.
Процесс Скрама. Scrum framework
- Scrum Framework
- Владелец продукта приносит на обсуждение/планирование артефакт — бэклог продукта. Его видение. Только он решает во что инвестировать деньги, а во что нет.
Чаще всего, что нужно сделать, лежит сверху. - Выделяем главное из бэклога, что нам необходимо сделать и планируем.до 8 часов на длинный, до 4 часов на короткий спринт.Декомпозируем, ставим цель, делаем прогноз и бэклог спринта.Команда разработки (приблизительно 6 человек, может быть 3, но не больше 9) смотрит, как мы можем это сделать.Если команда включает больше людей, им просто будет сложно договориться. Если меньше — необходимо рассмотреть целесообразность.
- Далее мы идем работать в спринт.
Спринт может быть максимум 4 недели. Это отрезок времени куда входит наша работа. в спринте каждый день скрам митинги по 15 минут для отслеживания процесса. - Идем на обзор спринта. После того как продукт готов приглашаем заинтересованных пользователей (конечные пользователи продукта, инвесторы и т.д.) До 4 часов.Владелец продукта рассказывает о продукте, который получили в спринте.После обзора спринта получаем обратную связь.
- После обзора идем на ретроспективу. Смотрим как прошел спринт с точки зрения процессов и команды и выносим на следующий спринт, что мы можем улучшить. Лучше одно действие. До 3 часов.
Скрам-мастер оказывает сервис команде параллельно. Помогает справляться со сложностями. Обучает команду.
У команды разработчиков нет никаких разделений. Это просто разработчик продукта, а здесь не важно кто он: копирайтер, маркетолог, программист.
После серии статей о Scrum у вас должны отпасть все вопросы, что это такое и как проводить спринты. Если вопросы остаются — пишите в комментариях.