Что такое хакатон и зачем они нужны?

Хакатон — это мероприятие, участники которых совместными усилиями (как часть единой команды или команды, соревнующейся с другими) решают некую проблему или задачу.

В классическом варианте — связанную с необходимостью разработки некоторого IT-решения.

Что такое хакатон и зачем они нужны?
Встреча программистов на хакатоне

Что такое хакатон?

Хакатон (в оригинале на английском — hackathon) — это слово-комбинация из слов:

  • «хак» (hack — но не только как взлом, а как в принципе решение какой-либо проблемы или задачи, часто нестандартным способом);
  • «марафон» (marathon — бег на длинную дистанцию).

В данном случае «дистанцией» будет определенное время, данное для решения соответствующей проблемы либо задачи. Её, таким образом, нужно «хакнуть», невзирая на сложность.

Что такое хакатон и зачем они нужны?
Хакатон — не про хакеров. Это «взлом» поставленной проблемы

Словом «хакатон» был назван форум по криптографии с участием разработчиков OpenBSD, проведенный в Калгари в 1999 году.

Там была поставлена задача — написать свободную криптопрограмму, на которую бы не распространялись действующие в США законодательные ограничения на экспорт такого ПО.

Сам по себе формат подобных встреч разработчиков был не нов, но назвали его именно хакатоном. В том же году на конференции JavaOne тем же словом был назван конкурс на разработку специальной Java-программы для карманного компьютера Palm V. С её помощью требовалось обеспечить использование ИК-порта данного КПК для связи с другими аналогичными устройствами.

Что такое хакатон и зачем они нужны?

Есть версия, что прообразом хакатонов стали LAN parties — собрания любителей компьютерных технологий и игр. Их участники давали друг другу опыт, обменивались различными фишками в части практики пользования ПК и просто общались.

При этом, встречались они обычно не просто «потусить», а обменяться друг с другом некими практически полезными сведениями. Данный критерий постепенно перекочевал и в формат хакатона, стал одним из его основных признаков.

Что такое хакатон и зачем они нужны?
Мозговой штурм в окружении «круглых столов»

Хакатон — некое соревнование, challenge, направленное на решение поставленной организаторами проблемы или задачи. Это мероприятие прикладной направленности.

Это не место для дебатов, а некая среда для выработки реально действующих решений для конкретной области применения. Где люди сфокусированы на конкретной сфере знаний или экономической деятельности. Это не тусовка «ни о чем», а мероприятие с ожидаемым результатом.

Зачем нужны хакатоны?

  1. Для практического решения значимой проблемы или задачи, которая к моменту проведения мероприятия, скорее всего, будет иметь статус нерешенной. Нахождение такого решения может помочь тому или иному бизнесу или даже, теоретически, экономике целой страны. Предполагается, что в хакатоне будут участвовать люди с достаточно высоким уровнем компетенции. Следовательно, мероприятие с их участием в любом случае пройдет не зря, и что-то полезное они обязательно придумают благодаря своим навыкам.
  2. Для открытия новых талантов, которые могут решать аналогичные и даже более сложные задачи в дальнейшем. На пользу для себя, своего работодателя, а то и даже своей страны.
  3. Для «социализации», организации общения между всеми теми, кто заинтересован в решении соответствующих сложных задач. Ими могут быть как сами разработчики, так и их спонсоры. К моменту начала мероприятия они вообще могут не знать друг друга. Но после его проведения иметь крайне насыщенный опыт взаимодействия, который бы нигде более не получили.
Что такое хакатон и зачем они нужны?
Высокая концентрация знаний и опыта

Почему стоит участвовать в хакатонах?

Человек, имеющий компетенции, сможет, благодаря участию в них:

  • убедиться в практической эффективности своих навыков — по факту решения задачи;
  • найти работодателя, спонсора для реализации собственных идей;
  • пообщаться с другими компетентными людьми, обменяться с ними опытом.

Важно, что все указанные события могут произойти стремительно — буквально за один или несколько дней. В то время как за пределами хакатона аналогичный или хотя бы сопоставимый социальный капитал мог бы нарабатываться несколько лет.

К участнику может не быть никаких требований в части опыта работы, уровня образования (по крайней мере, в части наличия диплома об окончании учебного заведения).

В этом случае хакатон может становиться некоей альтернативой собеседованию на работу. Поскольку на мероприятии, вполне вероятно, будут присутствовать потенциальные работодатели, для которых отсутствие того же опыта будет фактором отсеивания кандидатуры на стандартном собеседовании.

К слову, присутствие в резюме отметки об участии в хакатоне (очень хорошо, если в результативном) наверняка окажет позитивное влияние на работодателя.

Многие фирмы организовывают «соревнования» именно для того, чтобы нанять разработчиков — причем, часто в массовых масштабах.

Еще есть специфические участники — менторы. Их задача — доступными способами помогать участникам взаимодействовать друг с другом, как и, конечно, решать поставленные организаторами задачи.

Со стороны менторов, как правило, людей исключительно опытных и компетентных, могут поступать ценнейшие советы участникам.

За пределами мероприятия менторы могут в принципе заниматься совершенно другими делами, при которых аналогичное общение с разработчиками крайне маловероятно.

Что такое хакатон и зачем они нужны?
Опытный коллега всегда расскажет и подскажет

Стоит, конечно, сказать и о возможном обратном эффекте, когда после хакатона человек с грустью осознает, что его навыков оказалось недостаточно. Что в его услугах мало кто заинтересован, и что другим не слишком интересно с ним общаться. Такое может быть.

Но из подобного положения дел тоже можно извлечь преимущества: «аутсайдер» по итогам мероприятия поймет, где ему следует работать над собой. И к следующему хакатону подготовится более качественно.

Какие еще бонусы может дать победа в хакатоне?

Самое очевидное — бонусы финансового характера. Многие современные хакатоны проводятся с внушительным призовым фондом, иногда составляющим десятки, а то и сотни тысяч долларов.

Участник хакатона может быть носителем идеи, которую просто мечтает реализовать. Ему может не хватать самой малости — финансирования, единомышленников, компетентных менеджеров для продвижения проекта на рынке. Найти требуемые ресурсы он может именно на хакатоне, как следствие — получить возможность запустить собственный проект.

Что такое хакатон и зачем они нужны?
Универсальный аргумент для «марафонца»

Как правило, для реализации технологического проекта нужна разнопрофильная команда. Типично, если она состоит из разработчика, дизайнера, тестера и менеджера.

До определенного момента каждый из них может «гулять» по отдельности, занимаясь рутиной и не видя перспектив в текущей деятельности. Но на мероприятии они встречаются и понимают, что могут образовать эффективный «квартет», способный продвинуть новый продукт на рынке.

Как готовиться к хакатону?

Есть две примечательные разновидности хакатонов:

  • те, в отношении которых нет публичных сведений о тех проблемах и задачах, которые будут поставлены перед его участниками непосредственно на мероприятии;
  • те, на которых будут решаться некие общеизвестные проблемы и задачи — но, очевидным образом, не решенные к моменту проведения мероприятия.

В случае с первыми какая-либо предварительная подготовка бесполезна в принципе. Можно потратить время на освоение навыков, выбираемых исходя из того, что они могут пригодиться гипотетически, но окажется, что на хакатоне требуются совсем иные.

В случае со вторыми маловероятно, что к моменту проведения мероприятия участник сможет приобрести принципиально новые навыки где-то в публичном поле. Если бы источники для таких навыков там были, то и озвученная организаторами хакатона проблема была бы уже не проблемой, её бы успешно решили ранее.

Что такое хакатон и зачем они нужны?
Крупномасштабная дискуссия

В свою очередь, непосредственно на хакатоне возможно (и, более того, ожидается), что его участники  подберут лучшее решение под нестандартную, не анонсированную ранее задачу. Или же предложат новый вариант решения общеизвестной проблемы. Все это благодаря объединению усилий, обмену знаний, последовательному применению собственных навыков, направленному на общий результат.

Хакатон — это не условный ЕГЭ с «фиксированным» набором знаний, которые требуется заранее освоить для достижения результата. Это среда для обмена текущими знаниями, в результате которого образуется новое знание — генерирующее в итоге практически значимый инструментарий.

Следовательно, какая либо специализированная подготовка к мероприятию не требуется — и в этом заключается еще одно важное преимущество данного формата встреч. Нужно просто вовремя и в установленном порядке заявиться, принеся с собой имеющиеся компетенции.

Как не облажаться?

Еще одно преимущество хакатона — в том, что на нем или по его итогам можно прослыть успешным, но нельзя — неудачником. Условное последнее место в худшем случае свидетельствует о тех или иных пробелах в навыках участника. Но даже это может быть обращено им на его же пользу: он поработает над собой и «сделает» всех на следующем состязании.

Но важно при этом не допустить досадных тактических просчетов, которые могут стоить победы или достижения иного значимого результата. За такое допущение даже интеллигентный круг участников хакатона может ощутимо пожурить участника.

Просчеты такие носят совершенно объективную природу — происходят из невнимательности, недостаточной концентрации, или, наоборот, чрезмерной концентрации, приводящей к нервозности, необязательной «дерганности».

Что такое хакатон и зачем они нужны?
Умение слушать — критерий успеха

Если в хакатоне участвует команда, то важно продуманное распределение ролей в ней. Дизайнер должен заниматься интерфейсом, бэкэнд — кодом. Конфликты внутри команды приведут к неудаче даже при самых конкурентоспособных навыках отдельно взятых участников.

Кто и зачем их проводит?

Прежде всего, это те, кто заинтересован в практическом использовании решений и наработок, появившихся в результате совместной деятельности участников хакатона. Это могут быть государственные и частные предприятия, инвесторы, исследовательские организации. Или — известное в своем сегменте СМИ (такое как TechCrunch, оно тоже проводит хакатоны).

Хакатоны могут проводиться на стабильной основе или организовываться ситуационно.

К числу крупнейших международных можно отнести такие мероприятия как AngelHack, Junction, Major League Hacking.

Есть хакатоны, организуемые онлайн — например, «Цифровой прорыв».

В России проводится мероприятие Hack.Moscow, также носящий статус международного.

Стоит отметить, что в нашей стране распространены корпоративные хакатоны — организуемые крупнейшими компаниями в различных сегментах. Например — Tech Monsters Night от компании М.Видео.

Соответствующие мероприятия могут проводиться государственными структурами — как в случае с мероприятием Audithon, организованном Счетной палатой РФ.

Есть региональные проекты — как Digital Superhero, курируемый правительством Татарстана.

На хакатонах обычно анонсируются будущие сроки их очередного проведения, как и иные мероприятия в той же сфере или профильных.

Благодаря однажды наработанным социальным связям по итогам «соревнования» участник будет в курсе всех предстоящих актуальных событий. Как и инициатив, направленных на укрепление обмена опытом среди партнеров, доказавших друг другу свою компетентность.

Даниил Полянский Автор статей про IT-технологии. Действующий программист, пишет программы на Python

Оцените статью
Айтистанция
Добавить комментарий

Adblock
detector