В статье подробно разбираем языки программирования для игр в 2024 году: виды, чем отличаются, как выбрать, преимущества и недостатки.
Создание видеоигр сложный и трудоемкий процесс, которым занимаются команды и студии профессиональных разработчиков, но создать проект, который будет востребован на рынке виртуальных развлечений. Можно и самому, но для этого нужно обладать необходимой информации и навыками.
Для начала нужно понять, какой язык программирования вам следует использовать.
- Языки программирования для игр
- Чем различаются языки программирования для создания игр
- Какие бывают видеоигры
- Браузерные
- Мобильные
- Компьютерные и консольные
- Игры уровня ААА
- Инди игры
- Различия между консольными и компьютерными играми
- Клиентские игры
- Из каких этапов состоит разработка видеоигр
- Концепт игры
- Продакшн и Разработка
- Визуальная часть — гейм дизайн
- Техническая – программирование
- Постпродакшн. Исправление багов. Тестирование
- Какие языки программирования для игр выбрать
Языки программирования для игр
- C#
- C++
- Java
- JavaScript
- Unreal Script
- Lua
- HTML5
- PHP
- Python
- Языки программирования
Также существуют игровые движки, это программа-основа, которая определяет многие аспекты игрового процесса или используется в качестве конструктора видеоигр. Игровые движки, зачастую, создаются для определенной игры или серии игр, но также существуют популярные и общеиспользуемые, они подходят для новичков и существенно облегчают создание:
- Unity
- Unreal Engine
- Game Maker
- Source Engine
- Cry Engine
Чем различаются языки программирования для создания игр
Языков только для разработки игр очень мало, обычно они используются для решения многих задач. Python подойдет для разработки веб и мобильных приложений, машинного обучения и работы с нейросетями. На C# написаны очень многие программы для windows, например Skype, Photoshop, Microsoft Office. Java является основой операционной системы Android. PHP лёгок в изучении, в то время как C++ будет не под силу каждому.
Тоже можно сказать и о движках. Для того чтобы разработать простое РПГ на Game Maker даже не нужно уметь программировать! А с Unreal Engine работают крупные студии.
Какие бывают видеоигры
Перед выбором языка программирования, необходимо определить, что именно вы хотите создать. Далее вы можете ознакомиться с различными видами игр.
Браузерные
Нетребовательны к ресурсам компьютера их не нужно устанавливать, но они не могут удивить похвальной графикой и интересным геймплеем, но завлекают пользователей легкостью и непринужденностью. Браузерные игры не требуют очень много от программиста, поэтому их создание подойдет для начинающих разработчиков, но вместе с тем они приносят существенную прибыль.
Бесплатные, наполненные внутренними покупками проекты постепенно вытягивают из пользователя денежные средства, ведь каждому хочется построить новое здание в своем замке как можно быстрее.
Для написания таких игр подойдут:
- PHP — может использоваться для технической и серверной части.
- Java Script – обладает множеством фреймворков, созданных специально для разработки браузерных игр, например ImpactJS.
- HTML 5 – язык для веб разработки, в который добавили тег Canvas, который позволяет работать с графикой. Хорошо кооперируется с Java Script
- Flash – ранее популярный движок для создания «браузерок», ныне не поддерживается.
Мобильные
Наиболее востребованное направление на данный момент. Общедоступность переносных гаджетов позволяет создавать игры для большого количества пользователей, но вместе с тем накладывает ограничения на их качество и разнообразность. Современные смартфоны в скором времени смогут сравниться с компьютерами по мощности железа, но пока они уступают стационарным машинам и консолям.
- Мобильные игры
Существуют две основные мобильные платформы – Android для большинства смартфонов и IOS для устройств от компании Apple. И там и там существует своя специфика, но самое главное – управление с помощью маленького экрана (тачпада).
Они похожи на браузерные, они легко монетизируются с помощью рекламы и внутренних покупок, просты для восприятия и созданы для нетребовательного пользователя.
Разработка под мобильные платформы подойдет для тех, кто хочет делать небольшие проекты, которые можно создавать одному ли небольшой командой.
- Java – из-за качественной интеграции в память устройств хорошо подходит для работы с приложениями под Android, пригодится в создании многопользовательских игр.
- Swift – созданный Apple для IOS MacOS язык программирования, подходит для создания игр под iPhone.
- JavaScript – используется в движке Unity, который может послужить в создании 2D и 3D проектов под Android.
Компьютерные и консольные
Наиболее разностороннее и интересное направление разработки.
- Ведьмак 3 Дикая охота
Вместе с тем существуют разные уровни разработки, что позволяет выбрать масштаб и сложность проекта.
✅Читайте здесь как получить профессию Программиста
Игры уровня ААА
Игры высокого уровня, с большим бюджетом и большой сложностью разработки. Они обладают наилучшей графикой и разнообразными механиками, крутым музыкальным сопровождением и красивой анимацией. Продукт такого уровня выпускают крупные компании и студии и это не достижимо для новичка. Для ААА класса создают специальные движки, например:
- Stratagus – на нем разрабатывают в реальном времени.
- Source Engine – использовался во многих видеоиграх компании Valve, например в Half Live, Counter Strike Global Offensive, Team Fortress 2
- M.U.G.E.N – создан для файтингов, например для Mortal Combat.
- Aurora Engine – основа видеоигр Neverwinter Nights и Ведьмака.
- X-RAY – лежал в основе серии S.T.A.L.K.E.R.
- Unreal Engine 5 – новый и очень перспективный, позволяет создавать игры с очень красивой графикой.
Для создания всех этих движков, в основном, используют несколько основных языков, которые дополняют другими, для более мелких деталей.
- C# и C++ — основные языки для разработки движков для крупных проектов, имеют в себе весь необходимый набор инструментов.
- Python и PHP – применяют для доработки технической и серверной части, первый, например в Civilization 5 и Word of tanks.
Инди игры
Малобюджетные и независимые проекты, создаваемые преимущественно для компьютеров. Это идеальное поприще для начинающего разработчика, ведь многие популярные инди-игры были созданы всего одном человеком! По качеству исполнения этот сегмент уступает старшему, но по уровню разнообразию не хуже, а иногда и лучше.
- The Binding of Isaac
Перед разработчиком небольших игр доступен большой выбор языков программирования, также, стоит обратить свое внимание на движки и игровые конструкторы:
- Game maker — один из самых популярных движков для создания 2D игр, на нем написали.
- Hotline Miami
- Katana Zero
- Nuclear Thone
- Risk of Rain
- Undertale
- Python –можно использовать для самых первых проектов, например змейки или тетриса.
- RPG Maker – конструктор для разработки РПГ японского типа.
Для разработки под персональные компьютеры и консоли подойдет очень большое количество языков программирования и движков, что обусловлено разнообразием жанров видеоигр, доступных для этих платформ.
Различия между консольными и компьютерными играми
- Различия между компьютерными и консольными играми
И там и там существует несколько основных платформ. Для ПК это:
- Windows – операционная система от компании Microsoft.Из-за доступности на ней выходит наибольшее количество инди проектов. Поэтому она подойдет для начинающих разработчиков.
- MacOS – система для компьютеров Apple, менее отрыта для видеоигр, особенно для небольших.
- Linux — популярная среди разработчиков, но не особо подходящая для видеоигр платформа.
Для консолей это:
- Sony PlayStation – консоль от Sony
- XBOX – игровая станция Microsoft
- Nintendo Switch – портативная приставка от Nintendo
Основным различие — это способ управления. Если на консоли это геймпад, то на компьютере – клавиатура и мышь. Из-за этого существуют жанровые ограничения для проектов, выпускаемых на игровых приставках. Поэтому создать стратегию в реальном времени для XBOX series X скорее всего не выйдет, а вот для файтингов или гоночных симуляторов эта консоль подойдет лучше всего.
Также важно понимать, что войти в рынок виртуальных развлечений с помощью консолей довольно сложно, ведь на Sony PlayStation и XBOX выпускают, в основном, только крупные проекты, в то время Nintendo более комплементарна к небольшим и простым играм.
Клиентские игры
Одновременно похожи и на браузерные и на компьютерные. Это многопользовательские сетевые проекты, как World of Warcraft или Lineage. В них не важна графика, а основной упор делается на геймплей командную и кооперативную составляющую, социальное взаимодействие между пользователями.
- World of Warcraft
Проекты такого рода скорее всего не подойдут для начинающего разработчика. Прежде всего нужен большой опыт работы с технической частью, серверами, базами данных, логистикой и настройками онлайн составляющих.
Из каких этапов состоит разработка видеоигр
Концепт игры
На этом этапе создается теоретическая часть, разрабатывается
- Концепт – основная суть и идея, жанр, сеттинг.
- Интерфейс и основные механики, характерные черты и особенности геймплея.
- Lore – история мира, локаций, его персонажей, существ или монстров.
- Прорабатывается сюжет будущего проекта.
- Создается документация проекта, которую нужно обновлять на протяжении всей разработки.
- На этом этапе графические дизайнеры создают эскизы игрового окружения, арты НПС и главного героя.
- На основе полученного концепта менеджеры проекта ищут инвесторов и спонсоров.
- Создается документация, которая поддерживается и обновляется на протяжении всей разработки.
- Разрабатывается прототип – сырая версия, он отражает перспективы будущего развитие продукта
- Выбор движка и языка программирования тоже осуществляется на этом этапе.
- Концепт арт-игры
Препродакшн крупных проектов может растянуться на годы. Если вы создаете свой первый проект, то многие пункты можно пропустить. Для начинающего разработчика достаточно продумать главную идею игры и основные механики, а после, приступать к их реализации Графическую и музыкальную составляющую можно позаимствовать с бесплатных интернет ресурсов.
Продакшн и Разработка
Основной и самый обширный этап, именно на нем создается сама игра, поэтому его стоит разделить на несколько основных частей:
Визуальная часть — гейм дизайн
В этой части занимаются созданием графической и текстовой части игры, а именно:
- Отрисовкой текстур
- Постановкой анимаций и катсцен
- Созданием игрового окружения и локаций
- Проработкой Лора, квестов, сюжета
- Написанием саундтрека
- Отрисовка текстур
Эта часть для геймдизайнеров, для тех, кто занимается Фронтэндом, но эта статья про языки программирования, поэтому, не будем долго останавливаться и перейдем дальше.
Техническая – программирование
Именно здесь необходимы языки программирования. Бэкэнд разработчики обеспечивают работоспособность нарисованным анимациям и текстурам.
- Добавление кода в игру
Программирование занимает ключевое положение в создании видеоигр. Без кода мы будем иметь просто набор картинок. А без графики может выйти отличная игра, например текстовый квест или Dworf Fortress, в котором вся визуальная составляющая выполнена с помощью ASCII символов.
✅Читайте здесь про рейтинг языков программирования
Постпродакшн. Исправление багов. Тестирование
Последний и самый муторный этап. На нем исправляют баги, шлифуют графику и устраивают тестирования
- Закрытое Бета-Тестирование – на этом этапе игра уже почти готова, исправляют критические ошибки и предоставляют проект небольшому числу людей, для того чтобы проверить продукт, получить предварительные оценок и пожелания. На этом этапе возможны существенные коррективы геймплея или внесение новых особенностей
- Открытое Бета-Тестирование – для проверки привлекается большое количество пользователей. Это проверяет сервера на стрессоустойчивость, помогает исправить более мелкие баги.
- Исправление багов
После всех этапов игра выходит в открытый доступ. В дальнейшем возможен выход небольших патчей, призванных исправлять особо скрытые баги. Поддержка клиентских или онлайн продуктов, зачастую, продолжается многие годы, на них выпускают масштабные обновления и аддоны, которые помогают освежить игру, поддерживать интерес старых и привлекать новых пользователей
✅Читайте как стать SMM менеджером здесь
Какие языки программирования для игр выбрать
А теперь подведем итоги, сделаем краткую выжимку всей статьи и выделим основные языки программирования.
- C# и C++ — основные языки программирования игр для крупных проектов, которые разрабатываются для персональных компьютеров и игровых консолей. Самый широкий функционал, но вместе с тем, высокий порог вхождения
- Unreal Engine – движок для создания крупных 3D и 2D проектов
- JavaScript пригодится в связке с HTML5 или в клиентских видеоиграх
- HTML5 – используется в качестве основы браузерных проектов
- Python – подойдет для знакомства с индустрией и создания первых проектов. С помощью этого языка можно понять, стоит-ли заниматься геймдевом или нет. Можно использовать в технической составляющей в качестве не основного языка
- Game Maker – хороший движок для создания 2D проектов, подойдет как начинающим, так и опытным разработчикам.
- Java – язык, подходящий для мобильной разработки
- Unity – мультиплатформенная среда разработки для программистов среднего уровня. Среди недостатков – распространение на платной основе. Не годится для 2D, хорош в 3D
- PHP – как и Python, может использоваться для технической и серверной составляющей
- Знаменитая игра Марио
Как вы понимаете языков программирования для создания игр достаточно много. Главное как в любом проекте определить цели: какой тип игры вам необходимо создать, какие навыки на данный момент у вас есть? Сопоставив это вы сможете без проблем подобрать для себя подходящий язык.
Посмотрите на конкурентов, что они используют для создания проекта? Это будет одним из самых правильных решений.