Бэклог продукта в SCRUM

Что такое Бэклог продукта?

Под бэклогом продукта подразумевают упорядоченный список запланированных дел команды. Перечень задач регулярно обновляется с целью создания оптимального продукта, который устроит заказчика.

Бэклог продукта (product backlog) – часть Скрама (SCRUM), то есть методологии управления проектами. Он представляет собой журнал пожеланий проекта по функциональности. Каждый пункт систематизируется по степени важности, от чего зависит порядок его реализации.

Бэклог открыт для редактирования каждым участником команды. Ответственное лицо – владелец продукта контролирует содержание, упорядоченность и доступность материала, хранящегося в нем. 

В составе product backlog разные элементы, которые доводятся командой до готовности. Задачи решаются и достигают нужной степень прозрачности после уточнения (груминга) бэклога. Отдельные пункты могут дополняться, меняться, актуализироваться, разбиваться на более мелкие компоненты и упорядочиваться.

После выполнения работы все элементы оценивает разработчик. Владелец продукта ведет обсуждения и вносит свои поправки.

Список задач и прогресс их выполнения
Список задач и прогресс их выполнения

Что такое Бэклог продукта

Бэклогом продукта является очередь заданий, выполняемых при создании проекта. Обычно содержит краткие описания с пожеланиями клиента о возможностях программного продукта.

Важно описывать backlog на доступном простом языке, чтобы каждый участник команды разработчиков четко понимал, что от него требуется. Внутри не содержится сложных технических спецификаций. Все внесенные пункты и требования по проекту можно трансформировать, менять, классифицировать.

Систематизации задач
Систематизации задач

Основная цель ведения backlog заключается в упрощении работы команды разработчиков. Система планирования обеспечивает:

  • Четкое выставление заданий с указанием сроков и описаний.
  • Рациональное распределение времени работы.
  • Классификацию задач в порядке важности.
  • Формирование требований к готовому продукту.
  • Систематизацию всех пожеланий заказчика.
  • Эффективную связь между разработчиками и владельцем продукта.
Алгоритм действий разработчиков
Алгоритм действий разработчиков

Как составлять бэклог

Бэклог не составляется один раз, он постоянно подвергается правкам и обновлениям в процессе работы над программным продуктом. По мере исполнения заданий участники команды вносят соответствующие пометки в план. Это позволяет отслеживать уровень исполнения. 

Когда объем бэклога увеличивается, его компоненты необходимо группировать, выделяя краткосрочные и долгосрочные цели. Каждая задача имеет свой статус, который можно отслеживать через пользовательские истории. Отдельные задачи могут переходить в статус «Вне объема работ». Их можно изучить позднее.

Сложности при подготовке и исполнении backlog

Не всегда работа идет четко по плану. Часто внешние обстоятельства заставляют продлевать сроки реализации.

Среди ошибок, которые можно допустить при формировании бэклога:

  • Отсутствие своевременной коррекции информации. 
  • Не добавление актуальных данных.
  • Неверное распределение приоритетов, без учета реальной ситуации.
  • Хранение бэклога, который играет роль формального документа.
Причины неисполнения бэклога
Причины неисполнения бэклога

Структура бэклога

Бэклог часто представлен как двухмерная доска или таблица. Панель с блоками включает идеи разработчиков, описания, оценки и комментарии менеджера, задания в разработке и готовые решения.

Для его составления рекомендуется:

  • Сформировать перечень функций, которые нужно реализовать при подготовке софта. 
  • Расставить задания по степени приоритетности.
  • Сформировать пользовательские истории и провести анализ опций для будущих клиентов.
  • Выбрать и отразить основные характеристики готового продукта.
  • Рассчитать сроки реализации с указанием ответственных лиц.
  • Провести встречу с командой и обсудить бэклог.
  • Внести коррективы при необходимости.
Список действий, выполняемых при формировании бэклога
Список действий, выполняемых при формировании бэклога

Что входит в бэклог продукта

Элементы backlog:

  • Items (запланированная работа). К items относят функции, требования, усовершенствования, данные по исправлению дефектов. 
  • User stories (пользовательские истории). Важный компонент стандартного бэклога, подразумевающий описание желаемых опций.

Бэклог не бывает завершенным до окончательной сдачи проекта. Он имеет постоянное динамическое развитие. Желаемые функции распределяют по значимости. В этом порядке они будут реализоваться командой исполнителей.

Часто план снабжается деталями в виде описаний и комментариев. Элементы бэклога оцениваются менеджером, который может вносить свои корректировки и дополнения.

Среди критериев качества backlog:

  • Детализация. Приоритетные элементы имеют ясное описание и раньше попадают в работу.
  • Анализ. Задания проходят оценку, после которой могут быть перенесены в другие категории или отменены. Владелец продукта проверяет работу команды, оценивает технические риски. Вносятся сведения о ценности запросов, учитываются бизнес риски. Предпринимаются операции для сокращения издержек.
  • Актуальность. Бэклог непрерывно меняется и дополняется новыми пояснениями. Разделы можно создавать, удалять или изменять в зависимости от реальных обстоятельств. Допускается смена приоритетности задач, внедрение новых идей в связи с техническими неполадками, изменением рыночных условий и другими значимыми факторами.
Перечень задач команды, распределенных в порядке важности и сложности
Перечень задач команды, распределенных в порядке важности и сложности

Груминг и рефаймент бэклога

Груминг бэклога – это регулярный пересмотр или уточнение проекта. С английского grooming переводится как причесывание. Он включает в себя анализ, систематизацию элементов, трансформацию приоритетов. 

Рефаймент (refinement) предполагает оптимизацию, улучшение проекта. Означает действия, направленные на добавление новых деталей и оценок, упорядочение компонентов плана. Процедура занимает около 10% рабочего времени команды.

Вносить поправки в план могут следующие категории лиц:

  • Участники команды разработчиков, которые создают программный продукт. 
  • Владелец продукта, играющий роль эксперта и органа контроля. Может задавать направление работы, менять значимость заданий.
  • Скрам-мастер. Помогает повысить эффективность работы специалистов.
  • Стейкхолдеры. Иные заинтересованные в проекте лица.
В актуализации плана принимают участие исполнители и другие лица
В актуализации плана принимают участие исполнители и другие лица

Процедура grooming может включать в себя:

  • Подробный анализ требований заказчика.
  • Группировку желаемых опций софта по сложности, важности.
  • Повторную оценку существующих и новых заданий.
  • Добавление деталей и описаний.
  • Упорядочивание элементов плана.
  • Декомпозицию, то есть деление крупных заданий на этапы.
  • Устранение несоответствий, нелогичных моментов в заданиях.

Backlog refinement означает «чистку» плана от лишних компонентов. Актуализация бэклога позволяет сократить занятость исполнителей, избавляя их от лишних задач. Упрощается планирование действий разработчиков, уходит неопределенность в требованиях клиента. 

Оптимизация заданий исключает риск повторной и последующих переделок одних и тех же пунктов. В результате команда рационально использует рабочее время и быстрее завершает продукт.

Для эффективной деятельности рекомендуется проводить груминг в формате коротких встреч. Частота их организации зависит от конкретных условий работы и потребности. В среднем их советуют проводить 1-2 раза в неделю, перед переходом на новый этап работы.

Пример Бэклога продукта

Предлагаем пример backlog

Спринтами называют важные этапы в разработке, которые делятся на мелкие задачи с номерами. Указывают степень готовности и приоритетности задач.

Пример бэклога
Пример бэклога

Второй пример записан с более конкретным перечнем заданий для разработчиков. Опции получили оценку по сложности и важности.

Детализация задач проекта
Детализация задач проекта
Айтистанция
Добавить комментарий