Проведение курсов (занятий)

Если заранее определены предметы обучения, то занятия можно строить в форме:

от совместной медитации на заданную тему по примеру занятий в ашраме
до казарменного положения обучаемых, палочной зубрежки и репрессий к лентяям.

Важно, чтобы присутствовало адекватное осознание человеком своего места в бизнесе предприятия. Для этого "картина бизнеса" должна быть уже на учебных курсах — чтоб человек понимал свое место в общей схеме (здесь поможет, например, набор IDEF-диаграмм). И в принципе обучение может быть индивидуально — исходя из того места, которое обучаемый занимает на "картине бизнеса". Но надо четко следить за тем, чтобы людям преподавалось то, что им нужно. Чрезмерно обученный сотрудник — это часто весьма нежелательный для руководства сотрудник. Ситуация, когда рядовой сотрудник в принципе может посмотреть, сколько денег на счету родного предприятия — имеет и положительную и отрицательную сторону.
В процессе обучения надо (если есть возможность, конечно) воздействовать и на сознание и на подсознание обучаемых. Пусть не специальным ковриком для медитации и не цветом обоев в классе, но, к примеру, округлыми формами в учебнике (специальным, неагрессивным дизайном). Если людей надо "завести", то наоборот — надо использовать агрессивный дизайн, жесткие шрифты, пестрое полиграфическое исполнение, юмористические картинки в учебниках, и пр.
Технология группового и индивидуального обучения, конечно, различна. Предметы группового обучения — это принципы организации производственного процесса и его учета (MRP, MRP II), архитектура системы, инвариантные для групп пользователей задачи (например, работа с конструкторско-технологическими документами). Предметы индивидуального обучения — Должностная Инструкция (ДИ) сотрудника, которая разрабатывается как набор необходимых навыков для выполнения данной задачи. Человек может в результате обучения овладеть требуемыми навыками с большим или меньшим успехом — это зависит от его предрасположенности к решению предлагаемых ему задач.
Примеры свойств задач и соответствующих свойств сотрудника:

временная ограниченность времени решения — способность быстро принимать решения;
разбиваемость на подзадачи — способность координировать работу подчиненных;
большой объем релевантных знаний — широкий кругозор, умение искать информацию;
большая вычислительная емкость — аккуратность, терпеливость;
долгость, монотонность — терпеливость;
громоздкость задачи — умение членить проблему, строить дерево целей;
плохая постановка — культура формализации;
частая повторяемость без вариаций — умение терпеть однообразие;
безповторность, уникальность каждой следующей — обучаемость;
непрогнозируемость наступления (запуска) — умение постоянно быть в готовности;
внутренняя непонятность — умение постоянно контролировать параметры;
скрытость от наблюдения — умение реконструировать ситуацию по показаниям приборов или косвенным признакам;
привлечение многих разнородных ресурсов — умение организационно решать задачу;
необходимость использования приспособлений — владение инструментом;
необходимость привлечения помощи — умение работать в команде;
выдает из себя информацию в виде чисел (картинки) — умение воспринимать числа (картинки);
возможность неравномерного качества решения подзадач — правильно расставить приоритеты.

Поэтому программа для индивидуального обучения — это функция от анкеты (текущего положения обучаемого) и требований задачи, выразившихся в ДИ. В программе предусматривается формирование навыка решения задачи с помощью диагностированных предрасположенностей обучаемого. Закрепление связей между свойствами обучаемого и требуемыми внешними ситуациями (реакциями) проводится на основе специальных упражнений. Процесс обучения устроен так, что дает возможность проявить и закрепить некоторые желательные для данной задачи свойства и невозможность проявить нежелательные для данной задачи свойства.

‹ Создание мотиваций
Вверх
Подведение итогов обучения ›

Айтистанция
Добавить комментарий