Цветная печать — основы

Техника

С физической точки зрения, то, что мы воспринимаем как цвет, — это набор электромагнитных волн определенного диапазона частот (различаемого человеческим глазом). Сумма световых волн всего видимого диапазона вызывает ощущение белого цвета, отсутствие света — черного. Такая схема образования цветов именуется аддитивной и используется во всех светоизлучающих (монитор, телевизор) и светопринимающих (сканер, видеокамера и т. д.) приборах. Наиболее распространенная цветовая модель, построенная по этой схеме, называется RGB (Red — красный, Green — зеленый, Blue — синий) по названиям трех базовых цветов, используемых в ней для образования всех прочих. В сумме красный, синий и зеленый дают белый. Однако RGB неприемлема для печати, поскольку обыкновенные краски не излучают. Когда мы смотрим на бумагу, информацию о ее цвете мы получаем из отраженного света. Следовательно, единственным способом окрашивания в данном случае является нанесение на поверхность бумаги покрытия, которое бы задерживало световые волны, соответствующие одному цвету, и пропускало другие.
Этот процесс лежит в основе субcтрактивной цветовой модели, именуемой CMY (Cyan — голубой, Magenta — пурпурный, Yellow — желтый). Если нанести на бумагу краски этих трех цветов, то вместе они будут задерживать свет во всем видимом диапазоне, что соответствует в нашем представлении черному. Однако эта идеальная математически точная картина не учитывает существующих проблем с чистотой оттенков красителей. В результате хорошего черного цвета не получается, и приходится использовать отдельный черный краситель. Отсюда появилась дополнительная буква в названии самой распространенной модели — K (blacK — черный). RGB и CMYK не являются эквивалентными, поэтому проблема соответствия цветов на экране монитора и на листе бумаги и по сей день не решена окончательно. Для этих целей иногда применяют специально сконструированные модели, которые включают все оттенки из RGB и CMYK (например, CIE Lab), однако это тема совершенно другого разговора, касающегося, по большей части, профессионалов издательского дела.
 
Аддитивная и субстрактивная
модели цветовосприятия
Технологии печати делятся на три базовые категории исходя из методов образования цветов и оттенков:

Растровые (Bi-level) — каждая точка на бумаге может быть только цвета используемых чернил, все прочие цвета и оттенки появляются в результате процесса растрирования (dithering);
 

Полноцветные (Continuous tone) — цвет точки изображения может свободно варьироваться в рамках используемой цветовой модели;
 

Комбинированные (Contone) — цвет точки может изменяться в узком диапазоне значений, а необходимый оттенок получается путем растрирования.
 
Напомню, что растрирование — это процесс представления одной точки исходного изображения несколькими точками конечного. Например, получить 256 оттенков серого на черно-белом устройстве вывода можно используя при выводе для каждой исходной точки миниатюрную матрицу из 16 x x 16 элементов, каждый из которых может быть только белым или черным. Если элементы невелики, то для человеческого глаза они сливаются в одну точку. Закрашивая больше или меньше элементов, можно добиться ощущения появления оттенков серого на черно-белом изображении. Точно так же, смешивая точки различных цветов в одной матрице, можно получить различные их оттенки. Естественно, использование растрирования снижает разрешающую способность устройства печати, поскольку теперь каждая эффективная точка изображения состоит, к примеру, из 256 физических, т. е. эффективное разрешение падает в 16 раз по вертикали и горизонтали (!). В действительности такого не происходит лишь благодаря различным хитроумным методам наложения растров.
Совсем по-другому обстоят дела с полноцветными технологиями. Тут каждая исходная точка преобразуется в единственную конечную, составленную из нескольких красителей.
Комбинированная технология также предполагает получение точек разных оттенков, но в данном случае может воспроизводиться лишь ограниченная палитра, которую получают с применением какой-либо упрощенной схемы смешения. Чтобы реализовать другие цвета и оттенки, используется растрирование, но теперь размер матрицы существенно уменьшается, поскольку каждый ее элемент несет больше цветовой информации.Но довольно теории, перейдем к главной теме обзора — конкретным технологиям и их особенностям.
 

‹ Технологии цветной печати
Вверх
Четыре кита, на которых стоит цвет ›

Айтистанция
Добавить комментарий

Adblock
detector