Типы используемых знаний (ЭИС)

Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний, — это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний.
По нашему мнению, вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме.
Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма.
Вопросы, решаемые при представлении знаний

Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, включаются:
определение состава представляемых знаний;
организацию знаний;
представление знаний, т.е. определение модели представления. Состав знаний ЭИС определяется следующими факторами:
проблемной средой;
архитектурой экспертной системы;
потребностями и целями пользователей;
языком общения.

Знания, требуемые для функционирования статической экспертной системы
В соответствии с общей схемой статической экспертной системы для ее функционирования требуются следующие знания:

знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем);
знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом);
знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний;
поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом.

Для динамической ЭИС, кроме того, необходимы следующие знания: о методах взаимодействия с внешним окружением и о модели внешнего мира.
Зависимость состава знаний от требований пользователя проявляется в следующем:

какие задачи (из общего набора задач) и с какими данными хочет решать пользователь;
каковы предпочтительные способы и методы решения;
при каких ограничениях на количество результатов и способы их получения должна быть решена задача;
каковы требования к языку общения и организации диалога;
какова степень общности (конкретности) знаний о проблемной области, доступная пользователю;
каковы цели пользователей.

Виды знаний в экспертных системах
посмотреть классификацию (виды) экспертных интеллектуальных систем (ЭИС)
Назначения метазнаний (метаправил)
Качественные и количественные показатели экспертной системы могут быть значительно улучшены за счет использования метазнаний, т.е. знаний о знаниях. Метазнания не представляют некоторую единую сущность, они могут применяться для достижения различных целей. Возможные назначения метазнаний (метаправил) :

для выбора релевантных правил в виде стратегических метаправил ;
для обоснования целесообразности применения правил из области экспертизы;
для обнаружения синтаксических и семантических ошибок в предметных правилах;
для адаптации системы к окружению путем перестройки предметных правил и функций;
для явного указания возможности и ограничения системы, т.е. определить, что система знает, а что не знает.

Вопросы организации знаний необходимо рассматривать в любом представлении, и их решение в значительной степени не зависит от выбранного способа (модели) представления. Аспекты проблемы организации знаний:

организация знаний по уровням представления и по уровням детальности;
организация знаний в рабочей памяти;
организация знаний в базе знаний.

Виды знаний в экспертных системах

‹ Представление и организация знаний в ЭИС
Вверх
Виды знаний в экспертных системах ›

Айтистанция
Добавить комментарий