Этап критической оценки содержания

Поскольку понимание диаграммы целиком основано на модели и ее дополнительном материале, то читатели ис-следуют только то, что написано на бумаге и не добавляют своих предположений.
Критическая оценка должна носить конструктивный характер в виде постановки вопросов к содержанию диаграммы. Читатели задают три основных типа вопросов в указанном ниже порядке с тем, чтобы вначале разрешить мелкие вопросы, а потом перейти к более глобальным:

Верен ли синтаксис диаграммы?

Понимаю ли я, что хотел сказать автор?

Согласен ли я с тем, что выразил автор? Вопросы о согласии с автором занимают последнее место, как самые важные. Часто они очень сложны, требуют размышлений и разъяснении.

Вопросы о синтаксисе. Вопросы, связанные с синтаксисом очень важны, потому что хорошее изложение начинается с правильного использования графического языка IDEF. При анализе деталей диаграммы, вначале задаются следующие вопросы:

все ли блоки правильно пронумерованы?

все ли блоки имеют названия в глагольной форме?

все ли дуги на месте?

все ли дуги имеют названия в форме существительного?

все ли метки ясно привязаны к своим дугам?

есть ли на длинных дугах дополнительные метки?

нет ли дуг без меток?

При изучении непосредственного контекста диаграммы, вопросы задаются следующие:

у всех ли внешних дуг есть ICOM-код?

верно ли связывает ICOM-код внешние дуги с граничными дугами родителя?

все ли метки внешних дуг совместимы с метками граничных дуг родителя?

не используется ли помещение дуг в тоннель (скобки рядом с их концами) избыточно или неверно?

Вопросы о понимании диаграммы. Для правильного понимания содержания диаграммы, нужно проследить ход событий, изложенных на ней, последовательно проверяя, как работают блоки, как и почему они влияют друг на друга и почему данные преобразуются указанным образом. Т.о. происходит проверка декомпозиции.
Анализ каждого блока происходит с помощью вопросов:

какова роль этот блока в диаграмме?

как активизируется этот блок?

ясна ли роль каждой дуги?

как данный блок преобразует свои входы в выходы?

ясно ли, как исправить серьезные ошибки?

Чтение внутренних дуг позволяет определить основные пути потока данных, поэтому задаются вопросы:

ясна ли основная линия изложения?

понятны ли побочные потоки данных?

соответствует ли терминология изложению?

При изучении ближайшего контекста диаграммы следует спросить:

как декомпозируют блоки родительский блок?

каковы источники и приемники всех внешних дуг?

ясны ли основные входы, управления и выходы?

Сложная диаграмма затрудняет восприятие, поэтому простота изложения обеспечивает правильное понимание содержания диаграммы. Проверку выполнения соглашений о правильном построении диаграмм можно провести с помощью вопросов:

не слишком ли много (или мало) блоков?

не нужно ли блоки переопределить?

не перегружена ли (или достаточно ли заполнена) часть диаграммы?

не слишком ли много дуг?

не запутаны ли пересечения дуг?

нет ли нескольких дуг с одним и тем же icom-кодом?

не слишком ли длинны или многословны метки?

не слишком ли много жаргона?

соответствует ли терминология точке зрения аудитории, для которой диаграмма предна-значена?

Вопросы о согласии с автором. Для решения вопроса о согласии с автором нужно провести оценку декомпозиции, цели и точки зрения диаграммы, адекватности описания, точности изображения, активизации блоков.
Оценка декомпозиции диаграммы осуществляется при получении ответов на вопросы:

достаточна ли полная декомпозиция?

не отсутствует ли какой-нибудь блок?

нет ли блока, не относящегося к делу?

нет ли в декомпозиции каких-либо неожиданностей?

не сделал бы я совершенно другую декомпозицию?

Чтобы определить цель и точку зрения диаграммы, уточнитена какие вопросы отвечает эта диаграмма?

соответствует ли это цели модели?

с чьей точки зрения описана модель?

совпадает ли это с точкой зрения модели?

При определении непротиворечивости диаграммы спрашивают:

не является ли диаграмма слишком запутанной или слишком детальной, чтобы ответить на вопросы, связанные с целью модели?

не отвечает ли диаграмма на вопросы, не относящиеся к цели модели?

используются ли термины в одном и том же смысле?

все ли факты соответствуют точке зрения модели?

При рассмотрении адекватности описания можно спросить:

отражает ли модель реальность?

соответствует ли порядок расположения блоков убыванию их доминантности?

нет ли лишних или отсутствующих дуг между блоками?

Чтобы оценить точность представления, задаются вопросы:

не вводят ли в заблуждение названия блоков и дуг?

содержит ли ветви дуг только те данные, которые действительно нужны блоку?

не перекрываются ли функции двух блоков?

нет ли ненужных дуг, касающихся блока?

Для оценки правильности активизации блоков (т.е. какова возможная последовательность их функционирования в ходе реальной работы системы):

работает ли "нормальный" путь потока данных?

как ошибочные данные будут влиять на блок?

объясняются ли чем-либо ошибочные пути?

не должна ли функция выполнять больше, чем это определяется касающимися ее дугами?

И, наконец, один из самых полезных вопросов: "что нового я узнал, читая диаграмму?" Он ведет к последнему вопросу: "стоило ли читать диаграмму?". При положительном ответе, воз-можно, диаграмму стоит включить в модель.

‹ Этап изучения контекста и уточнения места диаграммы
Вверх
Комментирование ›

Айтистанция
Добавить комментарий

Adblock
detector