Авторская проверка

АВТОРСКАЯ ПРОВЕРКА — процесс критической оценки собственной работы, позволяющий определить качество диаграммы, которая декомпозирует блок и его стрелки. Авторская проверка позволяет аналитику объяснить объект самому себе. При критической оценке аналитик должен максимально абстрагироваться от своей работы, что позволяет ему взглянуть свежим взглядом на диаграмму с тем, чтобы информация, которую она несет, стала доступной не только ее автору, но и другим людям.
Процесс критической оценки должен происходить по следующему алгоритму:

Выявление недостатков новой диаграммы.

Создание альтернативных декомпозиций, чтобы проверить, является ли исходный набросок лучшим для передачи желаемой информации.

Корректировка новой диаграммы, которая включает, в том числе, проверку ее взаимосвязи с родительской и другими диаграммами.

Корректировка всех связанных с ней диаграмм.

Выявление недостатков диаграммы обычно происходит по схеме вопрос-ответ, поэтому нельзя четко сформулировать правила ее пошаговой оценки. Опытный аналитик, однако, в процессе оценки диаграммы задает определенный набор вопросов относительно блоков, связи с родительской диаграммой и внутренних стрелок. Ответ на каждый из них дает направление последующим вопросам. Таким образом, поток вопросов и ответов управляет анализом каждой части диаграммы.
Для критической оценки блоков диаграммы и определения функциональных аспектов диаграммы, можно задавать следующие вопросы:

представляют ли блоки содержательную декомпозицию функции?

не выглядит ли диаграмма запутанной?

все ли блоки соответствуют точке зрения модели?

несут ли блоки достаточный объем новой информации?

все ли блоки имеют одинаковый уровень детализации?

соразмерна ли сложность всех блоков?

отражает ли каждый блок какой-либо аспект блока родительской диаграммы?

Для уточнения связей диаграммы с ее родителем, т.е. проверки как диаграмма вписывается в модель, можно задать вопросы:

все ли внешние стрелки имеют ICOM-коды?

все ли ICOM-коды соединяют стрелки с одним и тем же значением?

дополняют ли названия внешних стрелок информацию, сообщаемую диаграммой?

не противоречит ли смысл анализируемой диаграммы смыслу родительской диаграммы?

Поиск ошибок в диаграмме обычно заканчивают вопросами о внутренних стрелках. Можно задать вопросы типа:

не слишком ли много внутренних стрелок?

нет ли блоков без стрелок управления?

нет ли блоков без выходных стрелок?

правильно ли отражают стрелки, представляющие ограничения, доминирование блоков?

верно ли решение диаграммы?

все ли важные обратные связи отражены?

все ли ошибочные ситуации учтены?

На основании новой информации о диаграмме, полученной в результате авторского рассмотрения, следует создать альтернативные декомпозиции — создать более точную диаграмму.
Даже если не удастся построить совершенно новую диаграмму, то можно исправить хотя бы часть исходного эскиза, с помощью четырех подходов, описанных ниже. Однако, применяя эти приемы, следует обращать внимание на то, что критерий качества для блоков достаточно противоречив. Например, добиваясь одинаковой сложности блоков, можно усложнить соеди-нения между ними, или наоборот, упрощая связи между двумя блоками можно скрыть какой-либо важный на данном уровне детализации факт. Основной целью всегда должна быть — получение наилучшего описания декомпозируемого объекта, поэтому построение хороших блоков возможно только при достижении равновесия между требованиями к сложности соедине-ния блоков и к достаточности уровня детализации. Необходимо быть осторожным и стараться сохранить равновесие между стремлением к детализации и сохранением наглядности диаграммы.
Способом оценки диаграммы является рассмотрение сценариев ее работы. Таким образом, проверяется точность и понятность представленной в диаграмме информации.
Аналитик представляет какую-либо возможную ситуацию и исследует, как работает диа-грамма в заданных условиях. По мере развития сценария обычно выполняются определенные пометки на диаграмме, что дает возможность всегда повторить сценарий, а такая информация может помочь при декомпозиции блоков этой диаграммы.
Способом проверки правильности диаграммы является разложение одного — двух ее блоков. Детализация некоторой части новой диаграммы поможет определить сбалансированность декомпозиции и выявить неувязки в распределении функций между новыми блоками. (При этом сохраняйте свои наброски, чтобы облегчить будущие декомпозиции этой диаграммы.)
Иногда диаграмму, состоящую из четырех блоков, можно декомпозировать по-другому, заменив ее диаграммой из пяти — шести блоков, которая будет ненамного сложнее, но более информативная.
После определения вопросов к диаграмме, тестирования и выполнения альтернативных эскизов диаграммы, аналитик приступает к ее корректировке. При выполнении этого этапа необходимо следить за правильным доминированием, выбором названий блоков, информативностью стрелок, правильным графическим расположением, которое повышает читабельность диаграммы.
Создаваемая откорректированная диаграмма создается для того, чтобы донести информацию в точном и понятном виде до читательской аудитории, поэтому наличие пояснительных надписей к такой диаграмме является обязательным условием.
После построение откорректированной диаграммы наиболее важные понятия, которые нельзя изобразить в виде блоков и стрелок, описываются с помощью замечаний или дополнительного материала. С другой стороны, описание типичных незаконченных заданий существенно облегчит объяснение того, как они должны быть завершены.
Создание диаграммы, ответы на связанные с ней вопросы и переделка ее обеспечивают более глубокое понимание родительской диаграммы и диаграмм — потомков вновь построенной диаграммы. Во время исправления диаграммы понимание ее функций аналитиком постоянно фиксируется, осуществляя, таким образом, перенесение информации снизу-вверх, что естест-венным образом вписывается в технику декомпозиции. Автор переносит информацию на другие диаграммы в трех ситуациях:

при изменении меток внешних стрелок. Перенесение измененных меток внешних стрелок немедленно обеспечивает предоставление родительской диаграммой всех данных, необ-ходимых диаграмме-потомку;

при появлении новых внешних стрелок. Эти новые стрелки должны, так или иначе, возник-нуть на родительской диаграмме. Есть два пути сделать перенесение: нарисовать новые стрелки на родительской диаграмме или объединить стрелки новой диаграммы в одну и изменить соответствующим образом метку стрелки на родительской диаграмме. Делая это, соблюдайте правила соединения и разветвления стрелок;

при перераспределении функций. Перемещение блоков представляет самую сложную си-туацию и происходит, когда функция (обычно на низком уровне модели) должна появиться, но не появляется на диаграмме, которую рисуется, а появляется на другой диаграмме модели, или наоборот.

Перенесение функции, представленной блоком и всеми его стрелками, с одной диаграммы на другую обычно приводит к большим изменениям в метках стрелок, появлению множества новых и исчезновению некоторых старых стрелок. Иногда перемещение одного блока ведет к перемещению других блоков на различные диаграммы, вызывая целую волну изменений. Как правило, перемещение блока влечет за собой обилие тех-нически сложной работы и может привести к ошибкам, если изменения не отслеживаются достаточно тщательно.

‹ Автор модели
Вверх
Технический совет ›

Айтистанция
Добавить комментарий