Задание точек построения является фундаментальной операцией в любой графической системе. Каждая точка на поле чертежа может быть однозначно описана значениями координат Х и У.
В AutoCAD 2000i все геометрические объекты привязываются к глобальной прямоугольной абсолютной системе координат, которая называется мировой системой координат (МСК или WCS ). WCS устанавливается по умолчанию и применяется для создания и редактирования двумерных объектов.
Общепринятая ориентация осей WCS : ось Х горизонтальна и направлена вправо, ось У направлена вертикально вверх, отсчет углов идет против часовой стрелки. Для WCS в AutoCAD 2000i имеется собственная пиктограмма в виде двух перпендикулярных стрелок с обозначением осей и маркировку в виде латинской буквы W .
В процессе создания чертежа у пользователя возникает необходимость в создании собственной – пользовательской системы координат (ПСК или UCS ). Применение UCS позволяет разместить такую систему координат в любом месте пространства, задать нужное направление ее осям и сохранить для использования в будущем.
Для задания собственной UCS необходимо задать начало новой системы координат и указать угол поворота осей. Работа пользователя с пользовательской системой координат проводится с помощью специальных панелей инструментов UCS и UCS II , или с помощью команд:
• TOOLS / NAMED UCS – выводит на экран диалоговое окно UCS , содержащее три вкладки:
• Named UCS – вкладка содержащая:
• Current UCS — список именованных и неименованных UCS , имеющихся в чертеже,
• Set current – кнопка позволяющая установить текущей UCS , выбранную в списке UCS
• Orthographic UCS ‘ s – вкладка в состав которой выводит на экран окно, в котором приводятся пиктограммы некоторых предустановленных видов стандартных проекций для работы с трехмерными чертежами
• Settings – вкладка, содержащая компоненты:
Зона UCS icon settings :
• On – включение режим отображения пиктограммы UCS
• Display at UCS origin point – задает режим отображения пиктограммы UCS только в начале текущей системы координат в текущем видовом окне
• Apply to all active viewports – применение заданной UCS для всех активных видовых экранов
Зона UCS settings – вкладка, содержащая компоненты:
Save UCS with viewports – c охранение системы координат установленной в данном видовом экране
Update view to plan when UCS is changed – автоматическое изменение в ида в плане когда система координат в видовом экране измениться. Этот выбор устанавливает системную переменную UCSFOLLOW.
• TOOLS / ORTHOGRAPHIC UCS – открывает подменю, в котором имеется несколько предустановленных видов стандартных проекций для работы с трехмерными чертежами
• TOOLS / MOVE UCS – позволяет сместить начало UCS , сохранив ориентацию осей. Можно задать новые координаты начала UCS или сдвигать точку начала вдоль оси Z
• TOOLS / NEW UCS – команда содержащая опции:
• World – установка WCS как текущей UCS
• Object – задание новой UCS соответственно указанному двумерному объекту. Начало координат и положительное направление оси X зависит от типа выбранного объекта, а направление оси Y определяется по правилу правой руки в зависимости от направления осей X и Z. Плоскость ХУ совмещается с плоскостью, определяемой объектом, причем в качестве начала координат берется первая характерная точка примитива, а в качестве точки, определяющей направление оси Х, берется вторая характерная точка объекта
• Face – совмещение плоскости UCS с гранью твердотельного объекта
• View – устанавливает ПСК таким образом, что плоскость XY становится параллельно плоскости экрана. Новая UCS создается параллельно текущему виду, а ее начало совмещается с началом текущей UCS
• Origin – из текущей UCS методом плоскопараллельного переноса создается новая UCS , причем точка, указанная пользователем берется за новое начало UCS
• Z axis – перенос начала новой UCS в указанную пользователем трехмерную точку. Ось Z задается пользователем согласно второй указанной точке. (В двумерном черчении опция не используется)
• 3 point – задает новую ПСК по координатам точки начала ПСК и по двум направлениям для оси X и оси Y. В этом случае направление оси Z определяется по правилу правой руки. Существуют ограничения – все три точки не должны лежать на одной прямой
• X – при трехмерном моделировании задание новой UCS осуществляется путем поворота текущей UCS вокруг оси Х.
• Y – при трехмерном моделировании задание новой UCS осуществляется путем поворота текущей UCS вокруг оси У.
• Z – при трехмерном моделировании задание новой UCS осуществляется путем поворота текущей UCS вокруг оси Z .
• Apply – кнопка, позволяющая применить новые опции UCS
Определить ПСК и направление оси Х для некоторых типов объектов можно с помощью следующей таблицы.
Примитив |
Начало новой ПСК |
Направление оси Х |
Дуга |
В центре дуги |
От точки начала к конечной точке дуги |
Круг |
В центре круга |
От точки начала к точке, в которой был указан круг |
Размер |
В центре размерного текста |
Совпадает с направлением оси Х той ПСК, в которой рисовался размер |
Отрезок |
В конечной точке отрезка |
Отрезок лежит в плоскости XZ. Координаты по Y равны 0. |
Точка |
В данной точке |
По особым правилам |
2М поли линия |
В начальной точке полилинии |
От начальной точки ко второй вершине |
Фигура |
В первой точке, определяющей фигуру |
От начальной точки ПСК ко второй точке, определяющей фигуру |
Полоса |
В точке заданной по команде « От точки …» |
Совпадает с осевой линией полосы |
3М грань |
В первой точке грани |
От первой точки грани ко второй точке. Ось Y-от первой к четвертой точки грани. Ось Z-по правилу правой руки. |
Если системная переменная UCSFOLLOW =1, то при переходе от данной ПСК к другой на экране автоматически появляется вид в плане новой ПСК.