Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Управленческие роли менеджеров среднего звена

В отечественной и зарубежной психологии проблеме групповых ролей традиционно уделяется серьезное внимание. Гораздо меньшее место занимают исследования, посвященные проблематике управленческих ролей, используемых менеджерами для обеспечения высокой эффективности своей деятельности. Особый интерес для менеджера представляет ролевое описание его работы. Роли отличаются от других состояний и поведения человека главным образом тем «что они вырабатываются в ходе человеческой истории как некие обобщенные модели выполнения социальных функций». Роль менеджера появляется в том момент, когда возникает потребность отойти от личного выполнения всех дел и заняться решением задач по управлению другими людьми, выполняющими это дело. Таким образом, в фокусе внимания менеджера находится не технология бизнеса, а люди . Если в человеке произошло изменение внутренней позиции, то он успешно справится с функциями менеджера .

В этом отношении существует несколько разных классификаций. Наиболее известна работа, проделанная Х. Минцбергом, в которой профессиональная деятельность менеджера представляется в виде трех ролевых блоков, каждый из которых содержит основной набор ролевых функций:

  • межличностные,
  • информационные
  • роли по принятию решений

Роли не могут быть независимы одна от другой, наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что даёт ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. В свою очередь, принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений в организации. Все эти роли, взятые вместе, определяют объём и содержание работы менеджера, независимо от характера и сферы деятельности конкретной организации.

Межличностные роли :

  • представитель организации – менеджер как человек, который представляет свою организацию в официальных кругах;
  • функционер по связям – менеджер как человек, организовывающий коммуникацию организации, а также развивающий внешние контакты;
  • формальный лидер – менеджер как человек, который мотивирует, организовывает своих подчиненных.

Информационные роли :

  • накопитель информации – менеджер как человек, который постоянно следит за накоплением информации;
  • распространитель информации (распространяет информацию внутри своей организации);
  • оратор (распространяет информацию об организации в устных выступлениях).

Роль по принятию решений :

  • антрепренер (осуществляет инновации, вносит изменения, предлагает проекты);
  • стабилизатор (принимает необходимые меры в условиях осложнений, затруднений и напряжений);
  • распорядитель ресурсов (принимает решение о приоритетных направлениях организации, о наиболее предпочтительном распределении ресурсов);
  • посредник (содействует установлению деловых контактов).