Как было определено ранее, от внедрения ИТ повышается эффективность производственной деятельности предприятия, и улучшаются результаты хозяйственной деятельности. Однако игнорирование влияние человеческого фактора может привести к только отрицательному результату внедрения ИТ. Если менеджеры знают о том, как мыслят и как работают люди, использующие новые ИТ, то предприятия, на которых работают такие менеджеры могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ. В соответствии с теорией любого изменения очень важно чтобы внедрение ИС не отражалось на положении сотрудников - при внедрении новых ИТ следует стремиться ничего не ломать и в то же время стремиться организационно обеспечить нормальную работу. Внедрение ИС должно давать предприятию реальную отдачу (персонал должен это почувствовать), но с другой стороны – чтобы организационные изменения с первого шага не привели к какому-то противодействию. В настоящее время имеется два взгляда на место человека в ИТ:
Психологические проблемы внедрения по значимости не уступают техническим. Например, если отношения между заказчиком и исполнителями (группой внедрения) строятся по формальному принципу, то информатизация часто не достигает своих целей. Необходимо понимать, что процесс информатизации и компьютеризации может перерасти в бесконечный процесс, и поставленных перед информатизацией результатов можно достичь, только если отношения между сторонами будут партнерскими. Именно партнерские отношения являются залогом успеха внедрения, смягчают проблемы неприятия нового со стороны будущих пользователей и/или скрытого саботажа внедрения. Общий образовательный, исполнительный и управленческий уровень персонала на отечественных предприятиях достаточно высок. Практика показывает, что отечественные специалисты осваивают новые технологии заметно быстрее, чем их западные коллеги. На западе приняты гораздо более длительные сроки обучения, а на отечественных предприятиях наблюдаются высокие темпы освоения сложных систем и степени их отдачи. В этой связи возникают следующие ключевые вопросы:
В данной работе в первую очередь обращается внимание на роль психологического фактора в возникновении проблем при внедрении новых ИТ. Поэтому предлагается классифицировать проблемы, в зависимости от уровня, занимаемого субъектом в иерархической лестнице управленческого персонала. Можно выделить четыре заинтересованные группы, от деятельности которых зависит принятие решений в сфере ИТ:
Как показывает опыт, на подавляющем большинстве отечественных предприятий классификация по таким группам интересов не проводится, а, соответственно, не исследуются и проблемные ситуации, складывающиеся из особенностей функционирования таких групп. Так, например, высшее руководящее звено практически всегда делегирует соответствующие полномочия группе руководителей среднего звена, оставляя за собой только контроль за соблюдением нескольких заданных показателей. Поэтому сознательный отказ топ-менеджмента от своих обязанностей приводит к отсутствию должной мотивация в этой сфере, а, соответственно, к принятию малокомпетентных решений, постановке нереальных плановых задач. Приведенные в [18] данные, полученные в результате опроса, показывают значимость в практической деятельности менеджера проекта ниже перечисленных элементов, связанных с «психологической» (человеческой) составляющей:
|