Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Психологические проблемы внедрения ИТ на предприятии

Как было определено ранее, от внедрения ИТ повышается эффективность производственной деятельности предприятия, и улучшаются результаты хозяйственной деятельности. Однако игнорирование влияние человеческого фактора может привести к только отрицательному результату внедрения ИТ. Если менеджеры знают о том, как мыслят и как работают люди, использующие новые ИТ, то предприятия, на которых работают такие менеджеры могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ.

В соответствии с теорией любого изменения очень важно чтобы внедрение ИС не отражалось на положении сотрудников - при внедрении новых ИТ следует стремиться ничего не ломать и в то же время стремиться организационно обеспечить нормальную работу. Внедрение ИС должно давать предприятию реальную отдачу (персонал должен это почувствовать), но с другой стороны – чтобы организационные изменения с первого шага не привели к какому-то противодействию.

В настоящее время имеется два взгляда на место человека в ИТ:

  • человек является одним из элементов системы, использующей ИТ, на которого с целевой необходимостью замыкаются информационные потоки. В этом случае целью создания ИТ является рациональная организация информационных взаимодействий, подчиненных основным целям предприятия. Однако критерии оценки качества ИТ не могут быть определены в терминах ее самой, т.к. информация здесь — это только лишь средство, конечный результат функционирования ИТ. Эта информация, вырабатываемая и циркулирующая внутри организации, предназначена для управления только лишь некоторым процессом или объектом. В этом случае ИТ — является одним из системообразующих и интегрирующих факторов, обеспечивающих согласование и координацию информационных взаимоотношений на предприятии, во втором – это механизм производства и распределения информации.
  • когда человек является конечным звеном ИТ, получателем вырабатываемого ею продукта — информации. В этом случае основным критерием оценки ИТ является качество предоставляемой пользователям информации, а цели создания ИТ определяются существенно уже — это производство и распределение информационных ресурсов. Информация здесь — предмет потребления.

Психологические проблемы внедрения по значимости не уступают техническим. Например, если отношения между заказчиком и исполнителями (группой внедрения) строятся по формальному принципу, то информатизация часто не достигает своих целей. Необходимо понимать, что процесс информатизации и компьютеризации может перерасти в бесконечный процесс, и поставленных перед информатизацией результатов можно достичь, только если отношения между сторонами будут партнерскими. Именно партнерские отношения являются залогом успеха внедрения, смягчают проблемы неприятия нового со стороны будущих пользователей и/или скрытого саботажа внедрения.

Общий образовательный, исполнительный и управленческий уровень персонала на отечественных предприятиях достаточно высок. Практика показывает, что отечественные специалисты осваивают новые технологии заметно быстрее, чем их западные коллеги. На западе приняты гораздо более длительные сроки обучения, а на отечественных предприятиях наблюдаются высокие темпы освоения сложных систем и степени их отдачи.

В этой связи возникают следующие ключевые вопросы:

  • каково отношение ведущего персонала к ИТ, какие последствия вытекают из более эффективной организации производственной;
  • что должно знать высшее руководство предприятия в области ИТ, чтобы принимать компетентные решения, особенно в отношении инвестиций;
  • в какой мере допустимо делегирование функций в сфере ИТ;
  • какова должна быть роль высшего менеджмента в управлении ИТ потенциалом.

В данной работе в первую очередь обращается внимание на роль психологического фактора в возникновении проблем при внедрении новых ИТ. Поэтому предлагается классифицировать проблемы, в зависимости от уровня, занимаемого субъектом в иерархической лестнице управленческого персонала. Можно выделить четыре заинтересованные группы, от деятельности которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

  • • Высшее руководство (топ-менеджмент), которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом;
  • Специалисты среднего звена
  • ключевые специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации функциональных задач;
  • менеджеры структурных подразделений, в том числе и менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия, которые должны использовать ИТ в силу целевых функций своей деятельности;
  • Исполнители – сотрудники собственного ИТ подразделения, занимающего особе место в иерархической организационной структуре
  • Поставщики ИТ и ИС, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих заказчиков.

Как показывает опыт, на подавляющем большинстве отечественных предприятий классификация по таким группам интересов не проводится, а, соответственно, не исследуются и проблемные ситуации, складывающиеся из особенностей функционирования таких групп. Так, например, высшее руководящее звено практически всегда делегирует соответствующие полномочия группе руководителей среднего звена, оставляя за собой только контроль за соблюдением нескольких заданных показателей. Поэтому сознательный отказ топ-менеджмента от своих обязанностей приводит к отсутствию должной мотивация в этой сфере, а, соответственно, к принятию малокомпетентных решений, постановке нереальных плановых задач.

Приведенные в [18] данные, полученные в результате опроса, показывают значимость в практической деятельности менеджера проекта ниже перечисленных элементов, связанных с «психологической» (человеческой) составляющей:

 

№№

Элемент (фактор)

Значимость (по шкале 0 - 100%)

1

2

3

Критически важно – Интервал: 80% - 100%

1.

Мотивация участников проекта и приемы ее выявления

88.7

2.

Актуализация членов Команды и участников

87.5

3. 

Зрелость менеджера проекта

84.1

Существенно важно – Интервал: 60% - 80%

4.

Коммуникации в команде

77.3

5.

Роли участников (человеческие и психологические) в проекте

75.0

6.

Взаимодействие Команды проекта с окружением проекта

75.0

7.

Интерфейсы (человеческие и психологические) с окружением

72.7

8.

Стимуляция (поощрительные и наказательные действия по активизации мотивов)

70.5

9.

Лидерство

68.2

10

Групповая динамика и психология в команде

65.9

11

Привязка используемых инструментов PM к психотипу менеджера и членов команды

61.4

Следует учитывать – Интервал: 40% - 60%

12.

Межличностные отношения

54.5

13.

Личностные психологические особенности участников проекта

50.0