Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Проведение курсов (занятий)

Если заранее определены предметы обучения, то занятия можно строить в форме:

  • от совместной медитации на заданную тему по примеру занятий в ашраме
  • до казарменного положения обучаемых, палочной зубрежки и репрессий к лентяям.

Важно, чтобы присутствовало адекватное осознание человеком своего места в бизнесе предприятия. Для этого "картина бизнеса" должна быть уже на учебных курсах - чтоб человек понимал свое место в общей схеме (здесь поможет, например, набор IDEF-диаграмм). И в принципе обучение может быть индивидуально - исходя из того места, которое обучаемый занимает на "картине бизнеса". Но надо четко следить за тем, чтобы людям преподавалось то, что им нужно. Чрезмерно обученный сотрудник - это часто весьма нежелательный для руководства сотрудник. Ситуация, когда рядовой сотрудник в принципе может посмотреть, сколько денег на счету родного предприятия - имеет и положительную и отрицательную сторону.

В процессе обучения надо (если есть возможность, конечно) воздействовать и на сознание и на подсознание обучаемых. Пусть не специальным ковриком для медитации и не цветом обоев в классе, но, к примеру, округлыми формами в учебнике (специальным, неагрессивным дизайном). Если людей надо "завести", то наоборот - надо использовать агрессивный дизайн, жесткие шрифты, пестрое полиграфическое исполнение, юмористические картинки в учебниках, и пр.

Технология группового и индивидуального обучения, конечно, различна. Предметы группового обучения - это принципы организации производственного процесса и его учета (MRP, MRP II), архитектура системы, инвариантные для групп пользователей задачи (например, работа с конструкторско-технологическими документами). Предметы индивидуального обучения - Должностная Инструкция (ДИ) сотрудника, которая разрабатывается как набор необходимых навыков для выполнения данной задачи. Человек может в результате обучения овладеть требуемыми навыками с большим или меньшим успехом - это зависит от его предрасположенности к решению предлагаемых ему задач.

Примеры свойств задач и соответствующих свойств сотрудника:

  • временная ограниченность времени решения - способность быстро принимать решения;
  • разбиваемость на подзадачи - способность координировать работу подчиненных;
  • большой объем релевантных знаний - широкий кругозор, умение искать информацию;
  • большая вычислительная емкость - аккуратность, терпеливость;
  • долгость, монотонность - терпеливость;
  • громоздкость задачи - умение членить проблему, строить дерево целей;
  • плохая постановка - культура формализации;
  • частая повторяемость без вариаций - умение терпеть однообразие;
  • безповторность, уникальность каждой следующей - обучаемость;
  • непрогнозируемость наступления (запуска) - умение постоянно быть в готовности;
  • внутренняя непонятность - умение постоянно контролировать параметры;
  • скрытость от наблюдения - умение реконструировать ситуацию по показаниям приборов или косвенным признакам;
  • привлечение многих разнородных ресурсов - умение организационно решать задачу;
  • необходимость использования приспособлений - владение инструментом;
  • необходимость привлечения помощи - умение работать в команде;
  • выдает из себя информацию в виде чисел (картинки) - умение воспринимать числа (картинки);
  • возможность неравномерного качества решения подзадач - правильно расставить приоритеты.

Поэтому программа для индивидуального обучения - это функция от анкеты (текущего положения обучаемого) и требований задачи, выразившихся в ДИ. В программе предусматривается формирование навыка решения задачи с помощью диагностированных предрасположенностей обучаемого. Закрепление связей между свойствами обучаемого и требуемыми внешними ситуациями (реакциями) проводится на основе специальных упражнений. Процесс обучения устроен так, что дает возможность проявить и закрепить некоторые желательные для данной задачи свойства и невозможность проявить нежелательные для данной задачи свойства.