Если заранее определены предметы обучения, то занятия можно строить в форме:
Важно, чтобы присутствовало адекватное осознание человеком своего места в бизнесе предприятия. Для этого "картина бизнеса" должна быть уже на учебных курсах - чтоб человек понимал свое место в общей схеме (здесь поможет, например, набор IDEF-диаграмм). И в принципе обучение может быть индивидуально - исходя из того места, которое обучаемый занимает на "картине бизнеса". Но надо четко следить за тем, чтобы людям преподавалось то, что им нужно. Чрезмерно обученный сотрудник - это часто весьма нежелательный для руководства сотрудник. Ситуация, когда рядовой сотрудник в принципе может посмотреть, сколько денег на счету родного предприятия - имеет и положительную и отрицательную сторону. В процессе обучения надо (если есть возможность, конечно) воздействовать и на сознание и на подсознание обучаемых. Пусть не специальным ковриком для медитации и не цветом обоев в классе, но, к примеру, округлыми формами в учебнике (специальным, неагрессивным дизайном). Если людей надо "завести", то наоборот - надо использовать агрессивный дизайн, жесткие шрифты, пестрое полиграфическое исполнение, юмористические картинки в учебниках, и пр. Технология группового и индивидуального обучения, конечно, различна. Предметы группового обучения - это принципы организации производственного процесса и его учета (MRP, MRP II), архитектура системы, инвариантные для групп пользователей задачи (например, работа с конструкторско-технологическими документами). Предметы индивидуального обучения - Должностная Инструкция (ДИ) сотрудника, которая разрабатывается как набор необходимых навыков для выполнения данной задачи. Человек может в результате обучения овладеть требуемыми навыками с большим или меньшим успехом - это зависит от его предрасположенности к решению предлагаемых ему задач. Примеры свойств задач и соответствующих свойств сотрудника:
Поэтому программа для индивидуального обучения - это функция от анкеты (текущего положения обучаемого) и требований задачи, выразившихся в ДИ. В программе предусматривается формирование навыка решения задачи с помощью диагностированных предрасположенностей обучаемого. Закрепление связей между свойствами обучаемого и требуемыми внешними ситуациями (реакциями) проводится на основе специальных упражнений. Процесс обучения устроен так, что дает возможность проявить и закрепить некоторые желательные для данной задачи свойства и невозможность проявить нежелательные для данной задачи свойства. |