Внедрение системы предприятия, как и любое серьезное преобразование, является сложным и зачастую болезненным процессом. Как показывает опыт [3], одной из причин неудачи внедрения ИС на предприятии является не столько неверно выбранная ИТ, сколько неадекватное управление предприятием. Внедрение ИС зачастую сопровождается ломкой существующих на предприятии производственных и управленческих процессов. Приходиться подстраивать их под существующие рамки логики системы. Даже при том, что система может являться достаточно гибкой, этого не избежать. Это может происходить и оттого, что перед внедрением достаточно формально были описаны проистекающие в организации внутренние процессы. Ключевым элементом успешности разработки и внедрения ИТ и ИС является правильное определение:
Если предприятие не имеет четко сформулированной и документально оформленной стратегии развития, в которой должны быть определены ее цели и задачи, то и наличие вычислительной техники не поможет, поскольку нет основы для оценки эффективности ее использования. Если такая стратегия есть, то в ней как составной элемент должна быть определена и ИТ-стратегия, поскольку вычислительная техника служит одним из базовых инструментов управления предприятием. Под ИТ–стратегией понимается определение вклада, который должны внести ИТ в процесс производства товаров и услуг. Внимания здесь заслуживают главным образом три аспекта применяемых ИТ:
К ИТ-стратегии следует также отнести определение того, кто должен выполнять перечисленные и другие функции. На первый план выдвигается вопрос о координационном механизме для отдельных видов ИТ услуг. Решение может быть найдено в использовании специализированных ИТ-подразделений внутри предприятия и его филиалов. Возможно и промежуточное решение в виде создания стратегических альянсов между собственным подразделением и внешними партнерами. В двух последних случаях предприятие теряет прямой контроль над своим ИТ потенциалом. Следует отметить, что подобные услуги могут быть эффективны только при тесном сотрудничестве с их поставщиками. Использование ИТ призвано нивелировать организационную сложность предприятия. Ранее это достигалось благодаря возложению на компьютеры сложных вычислений и обработки документации в очень больших объемах. Сейчас речь идет о том, чтобы непрерывно усложняющиеся горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей (структуры которых, в свою очередь, постоянно меняются) совершенствовались с помощью новой коммуникационной технологии. |