Что лучше - учить всех пользователей или учить небольшую группу пионеров, с тем, чтобы они далее распространили полученные знания? Некоторые возможные критерии группировки:
Поскольку мы все же занимаемся информационными технологиями, то вышеизложенные принципы группировки могут отодвигаться на второй план, и обучаемых часто разделяют, не мудрствуя лукаво, на три очевидных потока:
У каждого потока, естественно, свой курс. Обучение конечных пользователей работе с системой производится одновременно с внедрением ИТ, и должно проводиться только на рабочих местах и на настроенном модуле системы. Отечественная специфика может сказаться и на этом, теоретически самом простом этапе. Вполне возможны случаи не только пассивного ("не понимаю", "не удобно", "нет времени"), но и активного сопротивления, включая сознательные попытки вывести систему из строя, ввод недостоверных и заведомо опасных данных. Поэтому желательно проводить данный этап с полностью настроенной системой разделения доступа и соблюдением всех мер и правил информационной безопасности. Хотя в большинстве случаев мы можем наблюдать, что явные знания индивидуумов увеличиваются в результате самообучения (чтения литературы, методической документации), однако создание творческой атмосферы и внутренняя мотивация благоприятствует созданию индивидами инноваций (как явных - изобретений, так и неявных - новых методов работы). Как правило, обучение проводится силами группы по внедрению, однако крайне редко удается обойтись без услуг внешних консультантов. К сожалению отечественный рынок управленческого консалтинга до сих пор только формируется, и не всегда можно найти специалистов для решения конкретных частных вопросов, которые возникают в течении работы с проектом.При использовании же услуг консультантов, не достаточно владеющих особенностями деятельности машиностроительных предприятий, следует иметь в виду, что стандартный проект внедрения ИС исходит из некоторых перечисленных ниже предположений "по умолчанию", вообще говоря, неверных в отечественной практике.
Для того чтобы определить необходимую степень участия сторонних специалистов или потребность в собственных ресурсах, нужно четко определить цели и задачи проекта и детально выявить существующие связи проекта. Цели и задачи проекта определяют уровень опыта и знаний специалистов, которых необходимо привлечь к выполнению проекта. Говоря об обучении системных администраторов, можно констатировать, что UNIX (в силу его распространенности в качестве платформы для корпоративных решений) на достаточно высоком уровне у нас в стране знают единицы. Для многих, например, является достаточно серьезной такая задача - переписать информацию с DDS-ленты одного компьютера на DDS-ленту другого компьютера, не пользуясь при этом жестким диском. Ничего не поделаешь: UNIX - это как автомобиль для "Формулы-1" - надо постоянно обслуживать. Сложно организованные системы требуют настройки и постоянного слежения за своими параметрами. Неграмотный системный администратор может привести любую систему к краху, например, не читая и не чистя вовремя лог-файлы. Работа с программистами - это три позиции:
Большинство систем имеют свои инструментальные системы для программирования (ABAP/4, разные диалекты 4GL). Но есть и целиком написанные, например, на ORACLE, C, и поэтому надо опираться на этот инструмент. В принципе здесь все понятно - если человек успешно пересылает байты, то его можно учить и дальше. Обучение программистов предметной области обычно происходит достаточно болезненно. Не многие программисты до сих пор хватаются за пистолет от слова "проводка", но среди нет в массе своей желания разбираться в задачах. Они требуют хорошо поставленную задачу на программирование (ТЗ) и звереют, когда ее не получают. Здесь объективно есть проблема - программисты не хотят двигаться навстречу предметникам, а у предметников часто не хватает культуры формализации своих задач. Обучение управлению разработкой (или доработкой) ПО - тоже отдельная тема. Люди для этого у нас появляются, но и их разумно немного подучить. Разработка - это ведь нормальный проект, имеющий ресурсные и временные ограничения. И надо уметь его представлять именно с этой позиции. Потом надо брать систему ведения проектов (что-нибудь типа Primavera PP) и разрабатывать проект. |