Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Технлогия MVA

MVA (Multi-Domain Vertical Alignment — вертикальная ориентация с многодоменной структурой) – технология запатентованная Fujitsu в 1998 году, которая на сегодняшний день считается наиболее перспективной для ЖК-дисплеев.

Данная технология является своеобразным компромиссом между TN+Film и IPS-матрицами – с одной стороны, эта технология позволила обеспечить полное время отклика 25 мс (что на тот момент было совершенно недостижимо для IPS и труднодостижимо для TN), с другой стороны, MVA-матрицы имеют углы обзора 160...170 градусов, что позволяет им легко превосходить по этому параметру TN и напрямую конкурировать с IPS. Кроме того, технология MVA позволяет получить значительно более высокую контрастность, нежели TN или IPS.

При ее использовании каждая ячейка (пиксель экрана) разделена на левую и правую часть, так что расположенные в них кристаллы, изменяющие фазу проходящего света, поворачиваются в противоположных направлениях. Раз кристаллы в доменах ориентированы по-разному, то с какой бы стороны пользователь ни посмотрел на экран, если кристаллы одного домена будут развернуты так, что будут пропускать свет, то кристаллы соседнего домена окажутся под углом к ним и свет задержат (разумеется, кроме того случая, когда надо отобразить белый цвет – тогда все кристаллы располагаются почти параллельно плоскости матрицы). Теперь наблюдаемый под углом к монитору световой поток складывается из двух составляющих (рис. 3) - из одной части, которая полностью проходит через фильтры (молекулы перпендикулярны потоку) и другой, параллельной молекулам (свет не проходит через второй фильтр). То есть при достаточно малых размерах ячеек может быть достигнута одинаковая интенсивность света под любым углом к монитору.

Дисплеи, созданные на основе этой технологии, отличаются достаточно большим углом обзора — до 160° и малым временем реакции на изменение изображения — менее 25 мс.

В панелях, изготовленных по технологии MVA, каждый светоизлучающий элемент состоит из нескольких зон — доменов (длинные, вертикально ориентированные цепочки кристаллов), при изменении угла обзора может сильно меняться светоотдача субпикселя (следовательно – цвет результирующего пикселя). Поэтому каждый субпиксель разделён на несколько зон (Multi - Domain), каждая из которых оптимизирована для наилучшей светоотдачи в своём секторе обзора. Каждый из доменов излучает свет не перпендикулярно плоскости экрана, а под некоторым углом к ней. Расчеты показали, что наилучший результат с точки зрения угла обзора, с учетом не слишком серьезного усложнения технологии, будет достигнут при количестве доменов, равном четырем. Таким образом была решена проблема сильно ограниченных углов обзора в исходной технологии VA.

Как и у IPS-матриц, в выключенном состоянии пиксель не пропускает свет, а потому битые пиксели на MVA-матрицах выглядят черными точками.

MVA-матрицы обладают всеми плюсами технологии IPS (глубокий чёрный цвет фона, тёмный цвет битых пикселей, широкие углы обзора), но при этом имеют лучшую скорость реакции. Недостатком является то, что переключения между крайними положениями яркости субпикселя происходят быстро, но переход молекул кристаллов в промежуточное состояние длится дольше. Поэтому пиксели MVA-матрицы быстро меняют цвет с белого на чёрный (прокрутка текста будет выглядеть без шлейфов), но для быстро сменяющих друг друга кадров будет наблюдаться большое количество плавных цветовых переходов (смазывание картинки при быстрых перемещениях в динамичных играх, а также при просмотре видео).

В течение нескольких лет аналитики прочили MVA-матрицам светлое будущее и большую часть рынка – TN-матрицы по прогнозам должны были быть вытеснены в нижний сегмент рынка (они изначально были дешевле MVA), дорогие S-IPS матрицы – напротив, в верхний, а на основной части рынка должна была восторжествовать MVA. Этим прогнозам не суждено было сбыться – виной тому, помимо описанного выше эффекта от появления дешевых 16 мс TN-матриц, стала все же сравнительно высокая цена MVA в сочетании с очень маленькой скоростью этих матриц – несмотря на многочисленные заявления о великолепном (на тот момент) времени отклика 25 мс, MVA матрицы оказались одними из самых медленных. Хитрость здесь, как и почти во всех случаях с временем отклика, оказалась в методике измерения.

Столь грустная ситуация наблюдается абсолютно для всех MVA-матриц – с уменьшением разницы между начальным и конечным состояниями пикселя время отклика растет просто катастрофически, делая эти матрицы практически непригодными для динамичных игр – то есть для домашнего применения. Конечно, "пригодность" – это очень субъективное понятие, и кого-то вполне устроит и изображение на MVA, однако не признать, что по этому параметру они объективно уступают как TN, так и IPS-матрицам, нельзя.

Долгое время производители обещали 16-миллисекундные MVA-матрицы, якобы призванные успешно конкурировать с "быстрыми" TN-матрицами, однако и это заявление – не более чем игра на неосведомленности большинства пользователей об особенностях измерения времени отклика. Иначе говоря, с точки зрения среднего покупателя именно указанная цифра полного времени отклика определяет быстродействие матрицы, а потому 25 мс MVA – это плохо, а вот 16 мс MVA – это явно хорошо. На практике же, разумеется, вид графика времени зажигания пикселя на переходах черный-серый ничуть не меняется – с переходом от 25 мс к 16 мс матрицам та же самая кривая лишь опускается немного ниже. Конечно, то, что время переключения с черного на темно-серый снизится с 90 мс до 80 мс, приятно – но по большому счету оно все равно слишком велико, чтобы хоть как-то конкурировать с другими типами матриц. Таким образом, переход с 25 мс на 16 мс MVA, как это ни странно звучит, в первую очередь нужен тем, кто использует монитор для работы с текстом или чертежной графикой, ибо у новых матриц смазывание текста при его плавном перемещении будет заметно меньше. А вот любителям динамичных игр будет намного разумнее выбрать монитор на 25 мс S-IPS матрице, нежели на 16 мс MVA.

Также не очень гладко оказалось у MVA и с цветопередачей. Эти панели дают сочные, яркие цвета, однако из-за особенностей доменной технологии при взгляде точно перпендикулярно экрану многие тонкие оттенки (в первую очередь темные) полностью теряются, а при небольшом отклонении в сторону – появляются вновь. Производители панелей иногда также упоминают большой цветовой охват, но это скорее свойства светофильтров и подсветки, нежели матрицы. Таким образом, с точки зрения цветопередачи MVA-матрицы занимают промежуточное положение между IPS и TN – с одной стороны, они значительно лучше TN-матриц по этому параметру, но, с другой стороны, на равных конкурировать с IPS им не дает описанный выше недостаток.

Впрочем, есть у MVA-матриц и несомненные достоинства. Во-первых, это контрастность, хотя и здесь все не так просто. Разговоры о высокой контрастности MVA-матриц велись во времена продвижения этой технологии на рынок, когда для ЖК-монитора даже контрастность 300:1 была очень высокой. Однако с тех пор TN-матрицы совершили серьезный рывок вперед, и неожиданно MVA-матрицы оказались не то что бы не лидерами по сравнению с TN, но фактически на грани поражения.

Кроме того, MVA-матрицы, изначально разработанные Fujitsu , в данный момент производят несколько компаний различного уровня – и если у современных матриц Premium MVA от Fujitsu или AU Optronics реальная контрастность составляет порядка 400...600:1, то изделия, скажем, от Chi Mei Optoelectronics (CMO) редко могут похвастаться контрастностью, значительно превышающей 200:1 – иначе говоря, по этому параметру они не просто не лучше TN-матриц, а зачастую даже и хуже, особенно если сравнивать с новыми моделями TN-матриц от крупных производителей, таких, как LG.Philips или Samsung. Таким образом, один только факт, что в мониторе установлена MVA матрица, еще не дает гарантии, что его контрастность окажется на подобающем уровне.

С углами обзора, впрочем, у MVA все действительно в порядке – как и у IPS-матриц, заявленные цифры действительно оказываются "реальными" углами обзора. Иначе говоря, сидя перед монитором на MVA-матрице, заметить какую-либо неравномерность, вызванную недостатком угла обзора, весьма трудно – да и даже при взгляде под достаточно большими углами изображение остается сравнительно контрастным и без сильных искажений цвета (как это наблюдается, например, у TN-матриц с их белым цветом, переходящим при взгляде сбоку в грязно-желтый). Также надо отметить, что и вертикальные углы обзора у MVA-матриц ничуть не хуже горизонтальных.

Таким образом, матрицы MVA получились достаточно неоднозначными. Пожалуй, лучше всего они подходят для работы с текстом и чертежной графикой – здесь отличные углы обзора и большая контрастность (с учетом написанного выше про матрицы разных производителей и разных лет выпуска) будут как нельзя кстати, а вот цветопередача и время отклика на переходах с черного на серый практически не имеют значения.

Также хорошо подойдут мониторы на базе MVA в качестве домашних мониторов для людей, не интересующихся динамичным играми – для просмотра фильмов и запуска стратегий (и прочих игр, не критичных к скорости реакции), быстродействия этих матриц вполне достаточно, а глубокий черный цвет (благодаря высокой контрастности) будет весьма кстати людям, часто использующим компьютер вечером или ночью. Если же нужен монитор для работы с цветом или для быстрых игр, то, несмотря на заверения производителей MVA-матриц, намного более разумным выбором будут мониторы на базе S-IPS-матриц. К сожалению, как и в случае с S-IPS-матрицами, с рынка 17-дюймовых мониторов технология MVA вытеснена полностью, так что шанс встретить эти матрицы есть только у покупателей 19-дюймовых моделей.