Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Щелевая маска

Щелевая маска (Slot mask) - технология, широко применяемая компанией NEC под именем "CromaClear". На базе щелевой маски создан один из наиболее популярных плоских кинескопов, Flatron. Сегодня три производителя выпускают мониторы на базе этой технологии: уже упомянутая выше NEC, а также LG и Panasonic, чей кинескоп PanaFlat стал в свое время базовым элементом первого монитора с плоским экраном. Ныне мониторы от Panasonic со щелевой маской называются PureFlat.

Это решение на практике представляет собой нечто среднее между апертурной решеткой и теневой маской. Переходной технологию щелевой маски можно считать, поскольку маска состоит из вертикальных линий, но внутри каждой линии находятся вытянутые вертикально эллиптические триады.

В мониторах со щелевой маской люминофорные элементы расположены не в круглых, а в вертикальных эллиптических ячейках, а маска сделана из вертикальных линий. Фактически вертикальные полосы разделены на эллиптические ячейки, которые содержат группы из трех люминофорных элементов трех основных цветов. Минимальное расстояние между двумя ячейками называется slot pitch (щелевой шаг). Чем меньше значение slot pitch, тем выше качество изображения на мониторе.

щелевая маска

LG использует в своих мониторах плоскую щелевую трубку Flatron с шагом 0.24. Никакого отношения к Trinitron эта технология не имеет. В плоских трубках Infinite Flat Tube (серия DynaFlat) от Samsung используется не щелевая маска, а обычная теневая. Компания Sony разработала свою собственную технологию создания плоских трубок - FD Trinitron - с использованием апертурной решётки, но не обычной, а с постоянным шагом. Компания Mitsubishi разработала технологию DiamondTron NF. Судя по всему, никакой связи с FD Trinitron от Sony нет. При этом в трубках DiamondTron NF применяется апертурная решетка с переменным шагом.

Благодаря меньшему расстоянию между точками теневая маска теоретически обеспечивает более высокое разрешение, а следовательно, и большую четкость деталей изображения, чем аппертурная решетка. Однако трубки с аппертурными решетками, в меньшей степени затеняющими электронный луч, чем теневые маски, отличаются повышенной контрастностью картинки и насыщенностью красок. Их недостатками являются тонкие, но хорошо заметные на светлом фоне экрана тени, отбрасываемые двумя поперечными металлическими нитями, которые стабилизируют аппертурную решетку, а главное, худшее, чем в случае применения теневой маски, качество сведения лучей.

Кроме электронно-лучевой трубки внутри ЭЛТ-монитора есть еще и управляющая электроника, которая отрабатывает всю цепочку, от приема сигнала с видеокарты, до превращения его в управляющие импульсы для электронной пушки. Эта электроника должна оптимизировать усиление сигнала и управлять работой электронных пушек, которые инициируют свечение люминофора, создающего изображение на экране. Выводимое на экране монитора изображение выглядит стабильным, хотя на самом деле таковым не является. Качество управляющей электроники во многом определяет и качество монитора. Кстати, именно разница в качестве управляющей электроники, создаваемой разными производителями, является одним из критериев определяющих разницу между мониторами с одинаковой электронно-лучевой трубкой.

Как было сказано ранее, изображение на экране воспроизводится в результате процесса, в ходе которого свечение люминофорных элементов инициируется электронным лучом проходящим последовательно по строкам в следующем порядке: слева направо и сверху вниз на экране монитора. Этот процесс происходит очень быстро, поэтому нам кажется, что экран светится постоянно. В сетчатке наших глаз изображение хранится около 1/20 секунды. Это означает, что если электронный луч будет двигаться по экрану медленно, мы можем видеть это движение как отдельную движущуюся яркую точку, но когда луч начинает двигаться, быстро прочерчивая на экране строку хотя бы 20 раз в секунду, наши глаза не увидят движущейся точки, а увидят лишь равномерную линию на экране. Если теперь заставить луч последовательно пробегать по многим горизонтальным линиям сверху вниз за время меньшее 1/25 секунды, мы увидим равномерно освещенный экран с небольшим мерцанием. Движение самого луча будет происходить настолько быстро, что наш глаз не будет в состоянии его заметить. Чем быстрее электронный луч проходит по всему экрану, тем меньше будет заметно и мерцание картинки. Считается, что такое мерцание становится практически незаметным при частоте повторения кадров (проходов луча по всем элемента изображения) примерно 75 в секунду.

Однако эта величина в некоторой степени зависит от размера монитора. Дело в том, что периферийные области сетчатки глаза содержат светочувствительные элементы с меньшей инерционностью. Поэтому мерцание мониторов с большими углами обзора становится заметным при больших частотах кадров. Способность управляющей электроники формировать на экране мелкие элементы изображения зависит от ширины полосы пропускания ( bandwidth ). Ширина полосы пропускания монитора пропорциональна числу пикселей, из которых формирует изображение видеокарта компьютера. Пиксель (pixel) — наименьший адресуемый элемент экрана, способный воспроизводить полный диапазон яркости и цвета.