Дополнительно
  • Сео продвижение по звонкам в компании 5pls.ru.
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Типы используемых знаний (ЭИС)

Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний, - это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний.

По нашему мнению, вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме.

Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма.

Вопросы, решаемые при представлении знаний

  • Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, включаются:
  • определение состава представляемых знаний;
  • организацию знаний;
  • представление знаний, т.е. определение модели представления. Состав знаний ЭИС определяется следующими факторами:
  • проблемной средой;
  • архитектурой экспертной системы;
  • потребностями и целями пользователей;
  • языком общения.

Знания, требуемые для функционирования статической экспертной системы

В соответствии с общей схемой статической экспертной системы для ее функционирования требуются следующие знания:

  • знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем);
  • знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом);
  • знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний;
  • поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом.

Для динамической ЭИС, кроме того, необходимы следующие знания: о методах взаимодействия с внешним окружением и о модели внешнего мира.

Зависимость состава знаний от требований пользователя проявляется в следующем:

  • какие задачи (из общего набора задач) и с какими данными хочет решать пользователь;
  • каковы предпочтительные способы и методы решения;
  • при каких ограничениях на количество результатов и способы их получения должна быть решена задача;
  • каковы требования к языку общения и организации диалога;
  • какова степень общности (конкретности) знаний о проблемной области, доступная пользователю;
  • каковы цели пользователей.

Виды знаний в экспертных системах

посмотреть классификацию (виды) экспертных интеллектуальных систем (ЭИС)

Назначения метазнаний (метаправил)

Качественные и количественные показатели экспертной системы могут быть значительно улучшены за счет использования метазнаний, т.е. знаний о знаниях. Метазнания не представляют некоторую единую сущность, они могут применяться для достижения различных целей. Возможные назначения метазнаний (метаправил) :

  • для выбора релевантных правил в виде стратегических метаправил ;
  • для обоснования целесообразности применения правил из области экспертизы;
  • для обнаружения синтаксических и семантических ошибок в предметных правилах;
  • для адаптации системы к окружению путем перестройки предметных правил и функций;
  • для явного указания возможности и ограничения системы, т.е. определить, что система знает, а что не знает.

Вопросы организации знаний необходимо рассматривать в любом представлении, и их решение в значительной степени не зависит от выбранного способа (модели) представления. Аспекты проблемы организации знаний:

  • организация знаний по уровням представления и по уровням детальности;
  • организация знаний в рабочей памяти;
  • организация знаний в базе знаний.