Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Система управления интерфейсом

Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса СППР. Интерфейс определяет: язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знания пользователя.

Язык пользователя

Это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; "мыши"; команд, подаваемых голосом, и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.

Значительно возросла за последнее время популярность визуального интерфейса. С помощью манипулятора "мышь" пользователь выбирает представленные ему на экране в форме картинок объекты и команды, реализуя таким образом свои действия. В частности проводятся работы по созданию графического интерфейса с вмонтированной системой понимания и естественного языка с целью предоставить пользователю возможность вводить команды и вопросы обычным языком. При этом существенно, чтобы система имела способность автоматически выбирать наиболее подходящий решатель задачи на основании параметров входного запроса и математической природы модели (например, в зависимости от того, есть ли поставленная задача оптимизационной или нет). Это означает, что пользователю нужно вводить лишь характеристики задачи или предметной области, а СУБМ автоматически и интеллектуально (то есть самая распознает задачу) проведет выбор подходящего метода или инструмента.

В некоторых приложениях механизм интерактивного взаимодействия между пользователями СУБМ рассматривается с точки зрения объединения трех факторов: языка структурирования данных, запросов моделей и процессоров запросов естественным языком, в частности с ориентацией на ключевые слова процессора запросов для СУБМ, что интегрирует некоторые характеристики этих компонентов. Примером языка запросов для структурированных моделей может быть система, в которой три операции (выполнение, оптимизация и анализ чувствительности) образовывают критерий относительной полноты. Выполнение в этом контексте напоминает процедуры выбора первой проекции в управлении реляционной базой данных, поскольку оно ограничивает отношения между определенными записями и проблемной области.

Оптимизационный запрос идентифицирует подмножество входов (пространство решений), единый выход (целевая функция оптимизационной модели), любые необходимые ограничения на входе и выходе, и указывает на максимум или минимум. Анализ чувствительности применяется для определения степени изменения выхода модели относительно определенного входа.

Система на основе меню или структурированного процедурного языка является оптимальным вариантом в области интерфейсов с естественным языком (с учетом технологических ограничений относительно естественных языков в контексте компьютерной обработки информации). В варианте обработки структурированным естественным языком запрос вводится в произвольной форме, после чего он фильтруется с целью получения наборов ключевых слов. Система имеет определенные правила, в соответствии с которыми проводится описание пользователем, если полученная последовательность ключевых слов не совпадает с записанным в памяти образцом. Как и в любой другой системе, в границах естественного языка трудность при создании такого интерфейса состоит в том, чтобы бы обеспечить способность системы правильно обнаружить намерения пользователя и соответствующим образом на них среагировать.

Управление компьютером при помощи человеческого голоса - самая простая и поэтому самая желанная форма языка пользователя. Она еще недостаточно разработана и поэтому малопопулярна. Существующие разработки требуют от пользователя серьезных ограничений: определенного набора слов и выражений; специальной надстройки, учитывающей особенности голоса пользователя; управления в виде дискретных команд, а не в виде обычной гладкой речи. Технология этого подхода интенсивно совершенствуется, и в ближайшем будущем можно ожидать появления систем поддержки принятия решений, использующих речевой ввод информации.

Язык сообщений - это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером.

Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки.

Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. Теперь появилась новая возможность представления выходных данных - машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде. Использование машинной графики, значительно повышающее наглядность и интерпретируемость выходных данных, становится все более популярным в информационной технологии поддержки принятия решений.

За последние несколько лет наметилось новое направление, развивающее машинную графику, -мультипликация. Мультипликация оказывается особенно эффективной для интерпретации выходных данных систем поддержки принятия решений, связанных с моделированием физических систем и объектов.

Пример.

Система поддержки принятия решений, предназначенная для обслуживания клиентов в банке, с помощью мультипликационных моделей может реально просмотреть различные варианты организации обслуживания в зависимости от потока посетителей, допустимой длины очереди, количества пунктов обслуживания и т.п.

В ближайшие годы следует ожидать использования в качестве языка сообщений человеческого голоса. Сейчас эта форма применяется в системе поддержки принятия решений сферы финансов, где в процессе генерации чрезвычайных отчетов голосом поясняются причины исключительности той или иной позиции.

Знания пользователя -это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером.

Совершенствование интерфейса СППР определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями.

Возможности интерфейса

  • Манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;
  • Передавать данные системе различными способами;
  • Получать данные от различных устройств системы в различном формате;
  • Гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.