Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Swim Line диаграммы

Диаграмма Swim Lane основана на нотации IDEF 3, является разно видностью диаграммы IDEF 3, и применяется в BPwin -моделях для улучшения понимания содержания модели организационной структуры Organization Chart и явного описания роли и ответст венности исполнителей в конкретной технологической операции

Диаграмма представляет собой графические изображения особенностей процесса в виде нескольких горизонтальных дорожек (свимлэйн), которые получили название «роли». Каждая из дорожек означает конкретный структурный объект, и на ней изображаются функции процесса, выполняемые данным объектом. На дорожках могут присутствовать любые объекты IDEF 3-диаграммы, относящиеся к соответствующей роли, а на нижней дорожке, обычно, изображаются средства автоматизации функций процесса. Полоса может содержать объекты диа граммы IDEF 3 ( UOW , перекрестки и объекты ссылок), относящиеся к соответствующей роли или UDP типа Text List .

Определение ролей для объектов Swim Lane диаграммы производится двумя способами:

  • •  добавлением или перетаскиванием объектов диаграммы на соответствующую дорожку;
  • •  путем самостоятельного определения роли для каждого объекта с помощью таблицы ролей Roles в текстовой зоне Diagram Object диалогового окна Properties для конкретного объекта, например для функций - Activity Properties . Определение роли может производиться в таблице UDP Values , если используется перечень UDP

Например, если автор создает группу ролей под названием «Отдел», то он должен создать роли, которые могут называться «Конструирование», «Технология», «Расчеты». Тогда Swim Lane диаграмма будет основываться на «Отдел», и показывать дорожки называемые «Конструирование», «Технология», «Расчеты». Создав однажды Swim Lane диаграмму, автор может использовать ее для других процессных диаграмм. Каждый раз при добавлении/перемещении объектов диаграммы в дорожку на Swim Lane диаграмме, они автоматически превращаются в роли.

Заканчиваются подготовительные этапы разработки диаграммы Swim Lane заполнением словаря ресурсов. Алгоритм создания словаря ресурсов аналогичен алгоритму создания словаря ролевых групп

Добавление Swim Lane диаграммы в модель осуществляется по команде Diagram / Add on the Diagram menu / Swim Lane Diagram . В открывшемся первом диалоговом окне Swim Lane Diagram Wizard Step 1 of 2 автор задает свойства диаграммы: название и имя автора диаграммы, имя и номер IDEF 3-диаграммы, на основе кото рой создается диаграмма, определение группы ролей, из которой выбираются роли, связанные с диаграммой .

Основные опции помощника:

  • Base the Swim Lane Diagram – зона, в которой находятся два переключателя, обеспечивающих выбор основы для создания Swim Lane диаграммы:
    • Role Group – переключатель, обеспечивающий создание Swim Lane диаграммы на базе ролевой группы, выбранной из перечня групп, расположенного ниже переключателей. Однако, прежде чем будет выбрана ролевая группа, автор должен вначале задать ролевую группу в словаре Role Group Dictionary
    • Text List UDP - переключатель, обеспечивающий создание Swim Lane диаграммы на основе пользовательского свойства ( UDP ), которое выбрано из соответствующего перечня, расположенного ниже переключателей. Однако прежде чем будет выбрано какое-либо пользовательское свойство из перечня UDP , оно должен быть определено в UDP Dictionary .
  • Specify a Source Process Flow diagram - зона, в которой находятся два переключателя, обеспечивающих выбор источника для создания Swim Lane диаграммы:
    • Yes – переключатель, установка которого обеспечивает выбор из перечня процессной диаграммы IDEF 3. Именно объекты, содержащиеся на этой диаграмме, будут присутствовать на Swim Lane диаграмме.
    • No – переключатель, установка которого создание Swim Lane диаграммы без объектов IDEF 3 диаграммы. Автор самостоятельно производит добавление объектов (функций и стрелок) на диаграмму
  • Diagram Name – текстовая строка, в которой задается имя Swim Lane диаграммы, которое затем будет представлено в соответствующей ячейке каркаса
  • Back – кнопка перехода к предыдущему диалоговому окну помощника
  • Next - кнопка перехода к следующему диалоговому окну помощника
  • Finish – закрытие диалогового окна помощника и добавление диаграммы в модель.

С помощью опций следующего диалогового окна помощника Swim Lane Diagram Wizard – Step 2 of 2 осуществляется выбираются роли, на основе которых создается диаграмма, определяется количество дорожек, которые будут присутствовать на Swim Lane диаграмме. Опции второго диалогового окна:

  • Swim Lane diagram Name – имя текущей Swim Lane диаграммы
  • Select Swim Lanes to display in diagram – таблица , в которой устанавливаются флажки опций , которые будут показаны на Swim Lane диаграмме :
    • Display Swim Lane – флажки указывающие какие дорожки будут присутствовать на Swim Lane диаграмме
    • Display Bitmap – флажки, указывающие какие рисунки . bmp для ролевых групп будут присутствовать на Swim Lane диаграмме.
    • Swim Lanes – перечень дорожек которые будут показаны на Swim Lane диаграмме. Каждая дорожка представляет роль или перечень пользовательских свойств UDP
  • Select All – кнопка установки флажков для всех опций в таблице
  • Clear All – кнопка удаления всех флажков для опций в таблице
  • Back – кнопка перехода к предыдущему диалоговому окну помощника
  • Next - кнопка перехода к следующему диалоговому окну помощника
  • Finish – закрытие диалогового окна помощника и добавление диаграммы в модель.

Для задания различных пределов значений пользовательских свойств диаграммы Swim Lane используется особый инструмент – шкала значений ( Scale ). В помощнике создания диаграммы Swim Lane Wizard на втором шаге и в диалоговом окне Swim Lane Diagram Properties на вкладке Scale автор может выбрать конкретные пользовательские свойства для задания граничных пределов размещения функций в дорожках диаграммы. Автор использует границы для любых процессов, например задавая ограничения по времени в часах для суточного процесса, или для измерения в днях в течении недели.

При добавлении или передвижении объекта в Swim Lane диаграмме значения пределов автоматически изменяются в зависимости от места его размещения на диаграмме. Также, при изменении пределов для значений UDP в таблице UDP диалогового окна Activity Properties , функции автоматически перемещаются в соответствии с новыми границами.

Алгоритм добавление Swim Lane диаграммы в модель:

  1. Определить группы ролей, роли и ресурсы для Swim Lane диаграммы
  2. Выполнить команду Diagram/Add on the Diagram menu/Swim Lane Diagram .
  3. В открывшемся диалоговом окне Swim Lane Diagram Wizard Step 1 of 2 задать свойства диаграммы
  4. Щелкнуть по кнопке Next
  5. В открывшемся диалоговом окне Swim Lane Diagram Wizard Step 2 of 2 задать свойства диаграммы
  6. Щелкнуть по кнопке Finish .
  7. В новой диаграмме, все объекты расположены произвольно. Поэтому следует вручную расположить объекты на дорожках, соответствующих ролям.

Задание и изменение свойств Swim Lane диаграммы осуществляется с помощью вкладок диалогового окна Swim Lane Diagram Properties . Большинство опций, расположенных на этих вкладках были рассмотрены в других разделах данного пособия. Ниже описаны опции, свойственные только для Swim Lane диаграммы

  • Display Tab – вкладка на которой присутствуют опции, позволяющие показать или скрыть дорожки и изображения на диаграмме Swim Lane . Действие опций описаны при рассмотрении диалогового окна Swim Lane Diagram Wizard Step 1 of 2
  • Scale – вкладка, опции которой:
    • Select UDP that represents the scale – перечень созданных пользователем свойств UDP , которые могут быть использованы для сохранения шкалы значений для объектов диаграммы
    • Display Location – зона, в которой содержатся два флажка Top и Bottom , установка которых обеспечивает указание маркера наличия шкалы значений в верхней/нижней части диаграммы соответственно
    • Label for scale – текстовая строка, в которой задается текст для метки о наличии шкалы
    • Range – зона, в которой содержатся две текстовые строки Left most и Right most , в которых задаются левое и правое наибольшие значение величины
    • Increments - зона, в которой содержатся две текстовые строки Major и Minor , в которых задаются максимальное и минимальное приращения значения величины
  • Scale Font – вкладка, на которой содержатся опции настройки шрифта для текстовых надписей шкалы значений
  • Scale Color – вкладка, на которой содержатся опции задания цветовой гаммы для меток ( Label ), единиц измерения ( Units ) и маркеров шкалы значений ( Hash marks )
  • Kit - вкладка, на которой содержатся опции задания текста каркаса.