Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Функциональные модели и процесс моделирования

Любое предприятие может рассматриваться как сложная система, для которой практически невозможно получить единственное описание процесса ее производственной деятельности, отвечающее на все вопросы с точки зрения руководства и управления, пригодное для достижения всех ключевых целей и задач. Являясь по своей природе многогранной по формам и содержанию представления, предприятие как совокупность взаимосвязанных компонентов может быть описана в виде целого ряда самостоятельных, законченных «проекций», количество которых определяется главным образом целями менеджмента.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЪЕКТА («ФАСЕТНЫЙ» ПОДХОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ПРОЗРАЧНОСТИ»)

Например, одна и та же организация может быть представлена как:

  • дерево процессов, с помощью которых организация выполняет свою миссию;

  • совокупность источников и каналов связи потоков информации и типов данных;

  • организационная структура;

  • инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации);

Каждое предприятие или система создаются для того, чтобы создавать добавленную стоимость (получать прибыль), поэтому общепризнанно, что для общего руководства ключевой целью является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Такие процессы принято называть бизнес-процессами. Именно представление (моделирование) объекта в виде набора бизнес-процессов определяет все остальные его «проекции». Прежде всего «...организации должны определить свои системы и входящие в них процессы для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы. Руководство должно обеспечить эффективную работу и управление процессами, измерениями и данными, используемыми для установления удовлетворенности деятельностью».
Понятие "моделирование бизнес-процессов" пришло в повседневную практику большинства аналитиков одновременно с появлением на рынке сложных программных продуктов, предназначенных для комплексной автоматизации управления предприятием. Подобные системы всегда подразумевают проведение глубокого предпроектного обследования деятельности компании. Результатом этого обследование является экспертное заключение, в котором отдельными пунктами выносятся рекомендации по устранению "узких мест" в управлении деятельностью. На основании этого заключения, непосредственно перед проектом внедрения системы автоматизации, проводится так называемая реорганизация бизнес-процессов, иногда достаточно серьезная и болезненная для компании. Это и естественно, сложившийся годами коллектив всегда сложно заставить "думать по-новому". Подобные комплексные обследования предприятий всегда являются сложными и существенно отличающимися от случая к случаю задачами.
Процесс описания объекта для целей общего руководства начинают с описания процессов, определяющих целевое назначение, и продолжают до достижения необходимой степени «прозрачности», достаточной для корректного анализа и выработки эффективных управленческих решений.
Анализ функционирования американских компаний показывает, что на тех предприятиях, где поток работ организуется так, чтобы соответствовать существующей функциональной организации, руководство среднего звена делает упор на анализ ресурсов, потребляемых опера-циями, и на строгое следование персонала регламентирующим правилам и распоряжениям. Очевидно, что на этих предприятиях процессы всегда оптимизируются так, чтобы соответствовать организационной структуре предприятия, а персонал имеет сильную мотивацию следовать функциональным правилам и минимизировать потребление ресурсов. В компаниях, где функции, ресурсы и управление выстраиваются в соответствии с выполняемыми процессами, управляющий персонал концентрирует внимание на работе с внутренними поставщиками и на обслуживании внутренних потребителей. В этой ситуации персонал имеет сильную мотивацию к концентрации внимания на качестве и других характеристиках производимых продуктов (услуг). Данный анализ также показывает, что при сохранении функциональной организации невозможно достигнуть значимых результатов от проведения реинжиниринга деловых процессов, так как это приводит только к субоптимальным решениям.
Эффективную деятельность предприятия можно условно представить как совокупность двух элементов:

  • хорошо структурированная система, как совокупность организационной структуры, методик, ресурсов;

  • постоянно реализуемые процедуры планирования, обеспечения, управления, улучшения в рамках каждого процесса сети процессов организации.

Следует отметить, что дерево функций и функция – понятия условно относительные и определяются целым рядом факторов:

  • целями классификации и описания;

  • точкой зрения того, кто их определяет;

  • контекстом;

  • другими факторами.

В принципе любая функция может быть детализирована в виде компонентов и взаимодействий между ними, т.е. в виде дерева. С другой стороны, она может входить отдельным компонентом в структуру функций более высокого уровня.