Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Цикл автор/читатель

Для построения системы должны использоваться модели, созданные по заказу пользователей и одобренные ими, в ином случае использованные для построения модели будут неверными или их будет не хватать, а формат отчетов не будет удовлетворять информационные потребности. Адекватное описание системы, может быть разработано только на основе информации, полученной от будущих пользователей этой системы.
Входящий в цикл автор/читатель формализованный набор процедур дает возможность разрешить любую ситуацию, которая может возникнуть в ходе одновременного рецензирования материала несколькими экспертами. Формализованным набор называется потому, что он предписывает правила координации работы многих людей для достижения ими консенсуса. Эти процедуры легко модифицируются, поэтому с их помощью в любом проекте можно осуществить рецензирование, не смотря на то, что каждый проект предъявляет свои требования к полноте и формализованности этого процесса.
Следует отметить, что не необходимости в использовании цикла автор/читатель в полном объеме в каждом проекте по системному анализу. Необходимо всегда учитывать, в какой степени этот процесс соответствует авторам, читательской аудитории, величине и сложности системы, цели аналитического проекта.
Сбор информации начинается в момент определения требований, т.е. на первом этапе создания системы, однако потребуется несколько итераций, прежде чем исходные идеи приведут к результату, удовлетворяющему пользователей.
Цикл автор/читатель выделяется, как отдельный этап в создании модели системы:

  • предполагает индивидуальную работу, поскольку она позволяет выполнять построение моделей и рецензирование их в удобном режиме

  • облегчает асинхронное и альтернативное рецензирование работы нескольких аналитиков

  • обеспечивает максимизацию обратных связей одного или более аналитика с конечными пользователями за кратчайшее время и с минимумом усилий, что позволяет получить обратные связи от пользователей, которые заняты своей основной деятельностью, и скоординировать работы нескольких IDEF-авторов по созданию одной или нескольких взаимосвязанных моделей.

В цикле автор/читатель принимают участие специалисты с разными обязанностями:

  • авторы создают модели

  • читатели читают и комментируют работу авторов

  • Комитет технического контроля утверждает результаты

  • библиотекарь организует хранение и распространение материалов.

Этапы цикла автор/читатель.
Составление исходной документации. Создания модели является деятельностью, связанной как с получением знаний, так и с их представлением. Знания получают при чтении сответствующих документов, опросе экспертов, наблюдением за функционированием реальной системы или придумывая сценарии. Документирование (фиксация) знаний с помощью графического языка IDEF и с добавлением текстовых записей является базой для построения IDEF-диаграмм и моделей. Аналитик должен документально зафиксировать свое понимание системы путем создания нескольких IDEF-диаграмм, в совокупности составляющих модель, являю-щейся в свою очередь, составной частью взаимосвязанных моделей. В определенный момент автор составляет из своих рабочих материалов папку, которая является основной единицей хранения и обработки рецензируемого материала (диаграммы и модели). Автор записывает в соответствующие поля титульного листа папки список адресатов, дату возврата и другую необходимую информацию. Папка посылается библиотекарю.
Комментирование работы. Библиотекарь полученные папки регистрирует и копирует, одну из копий помещает в архив моделей проекта, остальные копии распространяет среди участников проекта, в соответствии со списком адресатов на титульном листе папки, и одну из копий библиотекарь посылает автору. Библиотекарем записываются дата рассылки папки и срок ответа автору, что позволяет ему контролировать документооборот - знать, кто и когда получил папку, а также дату ее возврата. В обязанности библиотекаря входит библиотекарь напоминание опаздывающим читателям о необходимости вернуть задержанные папки, что обеспечивает своевременную обратную связь между аналитиком и экспертами. Папки с комментариями, полученные библиотекарем, опять регистрируются и немедленно отсылаются автору.
Чтение материалов. После получения папки от библиотекаря читатель должен не просто изучить включенные в нее материал, а обязательно записать все свои комментарии. При появлении вопроса вопрос или предложение, эксперт записывает его красным цветом в форме замечания. С этих записей начинается письменный диалог между читателем и автором, в ходе которого немедленно фиксируются все сомнения читателя. Немедленная запись замечаний является гарантией, что ни одна идея, возникшая в ходе проектирования, не пропадет. Детали беседы часто забываются, а к диалогу в письменной форме всегда можно обратиться при решении проблем или повторном просмотре материалов. Читатель согласился помочь автору, сделав соответствующую пометку на титульном листе, помес-тив комментарии на диаграмме, проставив дату комментирования и указав срок ответа для ав-тора. После внесения всех необходимых замечаний и комментариев читатель обязан вернуть папку библиотекарю.
Ответы на комментарии. Автор просматривает папки с комментариями и пишет ответы на них. Папки с ответами передаются библиотекарю для регистрации и возврата читателям. После этого каждый экземпляр папки остается у своего владельца и библиотекарь никогда больше не обрабатывает их. Просматривая папку с комментариями, автор синим цветом пишет ответ рядом с каждым замечанием. По ходу чтения автор может добавить еще какую-либо информацию для пояснения своих ответов или для указания на свое намерение переделать диаграмму в соответствии с рецензией.
Комментарии всех читателей объединяются аналитиком в своем авторском экземпляре папки для дальнейшего анализа и обобщения различных и, возможно, противоречивых мнений экспертов. На основании обобщенного мнения экспертов и аналитика создается улучшенная версия разрабатываемой модели, которые также поступают к библиотекарю, для их помещения в архивы модели. После этого данный цикл рецензирования считается завершенным, и автор может начинать новый цикл на основе переработанного материала.
Совершенствование моделей. После нескольких циклов автор/читатель участники проекта обычно начинает приходить к консенсусу относительно содержания конкретной модели - появляется общее понимание того, как работает или должна работать данная система.
Степень понимание диаграмм характеризуется стандартными ключевыми выражениями. Значения терминов: "рабочая версия", "эскиз", "рекомендовано", "публикация", составляющих каркас IDEF-диаграммы, определяются на начальной стадии проектирования, что дает возможность для каждого аналитического проекта вырабатывать свои критерии документального контроля за уровнем достижения консенсуса. Например, термин "рабочая версия" может относиться к первому, черновому варианту диаграммы, "эскиз" может относиться к следующим ее версиям, которые нуждаются в уточнениях, "рекомендовано" может означать, что диаграмма готова для окончательного утверждения, а "публикация что диаграмма окончательно утверждена.
Автор делает на диаграммах пометки, соответствующие степени их принятия читателями, а затем посылает диаграммы библиотекарю, который вносит изменения в архивной модели. Если набор диаграмм, представляющий собой хорошо проработанную часть модели, достиг уровня "рекомендовано", он отправляется на окончательное утверждение в Комитет технического контроля.
Комитет технического контроля представляет письменно свои замечания, автор отвечает на них и переделывает диаграммы в соответствии с замечаниями Комитета технического контроля, а библиотекарь обеспечивает своевременность рецензирования, рассылая напоминания. Когда Комитет технического контроля сочтет, что данный набор диаграмм мож-но утвердить, решение об утверждении поступает к библиотекарю, который сообщает о нем автору. Утвержденные диаграммы печатаются и распространяются как среди участников проекта, так и среди других специалистов. Утвержденные модели печатаются также в виде документов для использования на более поздних стадиях проекта.