Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Авторская проверка

АВТОРСКАЯ ПРОВЕРКА - процесс критической оценки собственной работы, позволяющий определить качество диаграммы, которая декомпозирует блок и его стрелки. Авторская проверка позволяет аналитику объяснить объект самому себе. При критической оценке аналитик должен максимально абстрагироваться от своей работы, что позволяет ему взглянуть свежим взглядом на диаграмму с тем, чтобы информация, которую она несет, стала доступной не только ее автору, но и другим людям.
Процесс критической оценки должен происходить по следующему алгоритму:

  1. Выявление недостатков новой диаграммы.

  2. Создание альтернативных декомпозиций, чтобы проверить, является ли исходный набросок лучшим для передачи желаемой информации.

  3. Корректировка новой диаграммы, которая включает, в том числе, проверку ее взаимосвязи с родительской и другими диаграммами.

  4. Корректировка всех связанных с ней диаграмм.

Выявление недостатков диаграммы обычно происходит по схеме вопрос-ответ, поэтому нельзя четко сформулировать правила ее пошаговой оценки. Опытный аналитик, однако, в процессе оценки диаграммы задает определенный набор вопросов относительно блоков, связи с родительской диаграммой и внутренних стрелок. Ответ на каждый из них дает направление последующим вопросам. Таким образом, поток вопросов и ответов управляет анализом каждой части диаграммы.
Для критической оценки блоков диаграммы и определения функциональных аспектов диаграммы, можно задавать следующие вопросы:

  • представляют ли блоки содержательную декомпозицию функции?

  • не выглядит ли диаграмма запутанной?

  • все ли блоки соответствуют точке зрения модели?

  • несут ли блоки достаточный объем новой информации?

  • все ли блоки имеют одинаковый уровень детализации?

  • соразмерна ли сложность всех блоков?

  • отражает ли каждый блок какой-либо аспект блока родительской диаграммы?

Для уточнения связей диаграммы с ее родителем, т.е. проверки как диаграмма вписывается в модель, можно задать вопросы:

  • все ли внешние стрелки имеют ICOM-коды?

  • все ли ICOM-коды соединяют стрелки с одним и тем же значением?

  • дополняют ли названия внешних стрелок информацию, сообщаемую диаграммой?

  • не противоречит ли смысл анализируемой диаграммы смыслу родительской диаграммы?

Поиск ошибок в диаграмме обычно заканчивают вопросами о внутренних стрелках. Можно задать вопросы типа:

  • не слишком ли много внутренних стрелок?

  • нет ли блоков без стрелок управления?

  • нет ли блоков без выходных стрелок?

  • правильно ли отражают стрелки, представляющие ограничения, доминирование блоков?

  • верно ли решение диаграммы?

  • все ли важные обратные связи отражены?

  • все ли ошибочные ситуации учтены?

На основании новой информации о диаграмме, полученной в результате авторского рассмотрения, следует создать альтернативные декомпозиции - создать более точную диаграмму.
Даже если не удастся построить совершенно новую диаграмму, то можно исправить хотя бы часть исходного эскиза, с помощью четырех подходов, описанных ниже. Однако, применяя эти приемы, следует обращать внимание на то, что критерий качества для блоков достаточно противоречив. Например, добиваясь одинаковой сложности блоков, можно усложнить соеди-нения между ними, или наоборот, упрощая связи между двумя блоками можно скрыть какой-либо важный на данном уровне детализации факт. Основной целью всегда должна быть - получение наилучшего описания декомпозируемого объекта, поэтому построение хороших блоков возможно только при достижении равновесия между требованиями к сложности соедине-ния блоков и к достаточности уровня детализации. Необходимо быть осторожным и стараться сохранить равновесие между стремлением к детализации и сохранением наглядности диаграммы.
Способом оценки диаграммы является рассмотрение сценариев ее работы. Таким образом, проверяется точность и понятность представленной в диаграмме информации.
Аналитик представляет какую-либо возможную ситуацию и исследует, как работает диа-грамма в заданных условиях. По мере развития сценария обычно выполняются определенные пометки на диаграмме, что дает возможность всегда повторить сценарий, а такая информация может помочь при декомпозиции блоков этой диаграммы.
Способом проверки правильности диаграммы является разложение одного - двух ее блоков. Детализация некоторой части новой диаграммы поможет определить сбалансированность декомпозиции и выявить неувязки в распределении функций между новыми блоками. (При этом сохраняйте свои наброски, чтобы облегчить будущие декомпозиции этой диаграммы.)
Иногда диаграмму, состоящую из четырех блоков, можно декомпозировать по-другому, заменив ее диаграммой из пяти - шести блоков, которая будет ненамного сложнее, но более информативная.
После определения вопросов к диаграмме, тестирования и выполнения альтернативных эскизов диаграммы, аналитик приступает к ее корректировке. При выполнении этого этапа необходимо следить за правильным доминированием, выбором названий блоков, информативностью стрелок, правильным графическим расположением, которое повышает читабельность диаграммы.
Создаваемая откорректированная диаграмма создается для того, чтобы донести информацию в точном и понятном виде до читательской аудитории, поэтому наличие пояснительных надписей к такой диаграмме является обязательным условием.
После построение откорректированной диаграммы наиболее важные понятия, которые нельзя изобразить в виде блоков и стрелок, описываются с помощью замечаний или дополнительного материала. С другой стороны, описание типичных незаконченных заданий существенно облегчит объяснение того, как они должны быть завершены.
Создание диаграммы, ответы на связанные с ней вопросы и переделка ее обеспечивают более глубокое понимание родительской диаграммы и диаграмм - потомков вновь построенной диаграммы. Во время исправления диаграммы понимание ее функций аналитиком постоянно фиксируется, осуществляя, таким образом, перенесение информации снизу-вверх, что естест-венным образом вписывается в технику декомпозиции. Автор переносит информацию на другие диаграммы в трех ситуациях:

  • при изменении меток внешних стрелок. Перенесение измененных меток внешних стрелок немедленно обеспечивает предоставление родительской диаграммой всех данных, необ-ходимых диаграмме-потомку;

  • при появлении новых внешних стрелок. Эти новые стрелки должны, так или иначе, возник-нуть на родительской диаграмме. Есть два пути сделать перенесение: нарисовать новые стрелки на родительской диаграмме или объединить стрелки новой диаграммы в одну и изменить соответствующим образом метку стрелки на родительской диаграмме. Делая это, соблюдайте правила соединения и разветвления стрелок;

  • при перераспределении функций. Перемещение блоков представляет самую сложную си-туацию и происходит, когда функция (обычно на низком уровне модели) должна появиться, но не появляется на диаграмме, которую рисуется, а появляется на другой диаграмме модели, или наоборот.

Перенесение функции, представленной блоком и всеми его стрелками, с одной диаграммы на другую обычно приводит к большим изменениям в метках стрелок, появлению множества новых и исчезновению некоторых старых стрелок. Иногда перемещение одного блока ведет к перемещению других блоков на различные диаграммы, вызывая целую волну изменений. Как правило, перемещение блока влечет за собой обилие тех-нически сложной работы и может привести к ошибкам, если изменения не отслеживаются достаточно тщательно.