Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Сертификация производства и изделий

В противоречивых условиях текущего развития отечественного машиностроения особую важность приобретает выбор эффективных средств автоматизации для всех видов подготовки производства. Не следует забывать, что успехи в производственной деятельности и высокий уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции могут быть связаны только с сертификацией производства и изделий по ISO 9000, и во многом определяются высоким уровнем автоматизации процессов подготовки проектно-расчетных работ, качества конструкторской документации и производства.

ISO 9000 устанавливает единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. В стандарте определяются те общие методы, которые должны быть использованы при построении системы качества, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей клиента. Стандарт применяется именно к системе качества ("система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством" - ISO 8402) и не касается технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной организации. Отличительной чертой стандарта является то, что построенная на его основе система качества не является застывшей. В самом стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

Стандарты ISO носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако, документы серии ISO 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. Начиная с 1999 г ., все поставщики продукции на рынок ЕС обязаны иметь сертифицированную систему качества. При этом, с точки зрения нормативных документов ЕС, под "поставщиком" понимается не только непосредственный изготовитель продукции, но и любая организация, которая в контрактах с потребителями в странах ЕС выступает в качестве поставщика продукции. Таким образом, любые торговые предприятия, поставляющие продукцию на рынок ЕС, рассматриваются как поставщики и с 1999 г . также должны иметь сертифицированную систему качества в соответствии с ISO 9000. В противном случае они будут вынуждены работать на рынках ЕС через посредников, имеющих такую систему качества, с соответствующей потерей части прибыли.

Кроме того, наличие сертифицированной системы качества для большинства европейских (а также американских, японских и др.) предприятий является нормой. В соответствии с требованиями такой системы, они подразделяют поставщиков на 3 группы:

  • абсолютно надежных с точки зрения качества поставок, то есть имеющих сертифицированную систему качества (группа А);
  • относительно надежных с точки зрения качества поставок, то есть внедряющих систему качества (группа В);
  • не надежных с точки зрения качества поставок, то есть не имеющих системы качества (группа С).

По оценкам некоторых экспертов разница в цене закупок у поставщиков группы А и С может достигать 50%. Поэтому предприятие, не имеющее сертифицированной системы качества, как правило, попадает в группу С и продает свою продукцию по существенно более низкой цене, чем получает за аналогичную продукцию западное предприятие.

Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика товаров и услуг к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ISO 9000, предприниматель получает и выгоду:

  • за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль;
  • повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями;
  • предприятие становится более "прозрачным" для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений.

Сертификация на соответствие стандартам качества ISO 9000 проводится независимыми компаниями (регистраторами), аккредитованными национальной системой регистрации. В процессе регистрации, занимающей, как правило, около двух лет, регистратор проводит один или несколько аудитов - проверок систем качества на соответствие требованиям стандартов и (если находит, что требования стандартов в основном удовлетворительны) выдает сертификат, действительный в течение трех лет. Во время действия сертификата регистратор проводит периодичные проверки, а по его окончании процедура сертификации повторяется в полном объеме.