Мировая система координат (МСК, WCS ) использует оси координат направленные горизонтально (ось Х), вертикально ось ( Y ) и ось Z ,проходящую перпендикулярно плоскости XY . Пересечение осей X и Y определяет точку начала координат, которая обычно совмещается с левым нижним углом чертежа. В отличии от любых других систем координат МСК для каждого пространства модели и листа бывает только одна, и МСК всегда неподвижна.
Текущая система координат – это только одна система координат, которая активна в любой момент работы с моделью объекта.
Пользовательская система координат (ПСК, UCS ) создается пользователем и не имеет никаких ограничений. Пользователь имеет возможность определять, сохранять и восстанавливать неограниченное количество ПСК. ПСК может быть расположена в любой точке пространства и под любым углом к МСК. По умолчанию ПСК совпадает с МСК. Наиболее часто этот вид системы координат используется при работе с различными фрагментами модели реального объекта, расположенными в различных частях чертежа и используется для перемещения начала системы координат и/или изменения осей системы координат в пространстве.
С помощью изменения ПСК всегда можно отрисовать любой двумерный объект в плоскости непараллельной XY в МСК. С помощью ПСК можно задать любое положение и любую ориентацию текущей плоскости XY .
В пространстве положение ПСК может быть изменено одним из следующих способов:
- задание новой плоскости XY или оси Z
- задание нового начала координат
- совмещение ПСК с имеющимся объектом
- совмещение ПСК с направлением взгляда
- поворот ПСК вокруг одной из осей
- выбор одной из ранее определенных ПСК
Положение и ориентация осей ПСК находится в зависимости от пожеланий пользователя, причем координаты ее полюса и направления осей можно запомнить в БД модели под оригинальным именем и в последствии восстановить, не повторяя процесса настройки
Команду UCS можно вызвать из командной строки, из падающего меню TOOLS (СЕРВИС) , или экранного меню TOOLS 2 ( СЕРВИС 2), а также наиболее удобным способом из стандартной панели инструментов. Команда имеет большое количество опций, самой простой из которых является команда TOOLS / NEW UCS / FACE . По этой команде можно совместить плоскость XY формируемой ПСК с любой плоской гранью выбранного трехмерного объекта, повернуть эту ПСК относительно оси Z и совместить направление осей X и Y с ребрами выбранной грани.
Таблица. Опции команды UCS (ПСК)
опция
|
выполняемое действие
|
Опции задания ПСК по команде TOOLS / NEW UCS
|
World
|
Мир
|
Переход в мировую систему координат WCS (МСК)
|
Object
|
Объект
|
Выравнивание системы координат по существующему объекту. Обеспечивает привязку к плоскости XY . Для различных объектов (примитивов), выбираемых в качестве действия этой опции имеет разное действие. Новая плоскость XY остается параллельной предыдущей ПСК (кроме объектов, созданных по команде 3 DFACE )
|
FACE
|
Грань
|
Выравнивание ПСК вдоль грани твердотельного объекта. Обеспечивается совмещение плоскости XY создаваемой ПСК с плоской гранью выбранного объекта. При последующем повороте ПСК относительно оси Z обеспечивается совмещение направления осей X и Y с ребрами выбранной грани
|
Wiew
|
Вид
|
Выравнивание системы координат в направлении текущего вида. Начало координат остается неизменным, а плоскость XY будет перпендикулярной направлению вида.
|
Origin
|
Начало
|
Смещение начала координат по оси Z . Новая ПСК параллельна текущей, но на другом уровне. Позволяет работать на новом уровне, без изменения текущего уровня
|
X
|
X
|
Поворот системы координат вокруг оси X . Фиксируется текущее начало координат, а ось Y и ось Z поворачиваются относительно текущей оси X на заданный угол.
|
Zaxis vect
|
Z ось
|
Задание нового начала координат и направления оси Z . Фиксируется текущее начало координат, а ПСК вращается вокруг начала координат на заданный угол
|
3 Point
|
3точки
|
Задание нового начала координат и направления осей X и Y по трем точкам. Первая точка – начало координат, вторая – положительное направление оси X , третья – положительное направление оси Y . Направление оси Z определяется по правилу правой руки.
|
Y
|
Y
|
Поворот системы координат вокруг оси Y Фиксируется текущее начало координат, а ось X и ось Z поворачиваются относительно текущей оси Y на заданный угол
|
Z
|
Z
|
Поворот системы координат вокруг Z . Фиксируется текущее начало координат, а ось X и ось Y поворачиваются относительно текущей оси Z на заданный угол
|
Опции задания ПСК на панели инструментов UCS
|
Previous
|
Предыдущий
|
Восстановление (возвращение) предыдущей ПСК
|
Опции команды UCS задания ПСК в командной строке
|
Restore
|
Замени
|
Восстановление (возвращение) ПСК, ранее сохраненной под некоторым именем
|
Save
|
Сохрани
|
Сохранение текущей системы координат под некоторым именем (до 31 символа)
|
Del
|
Удали
|
Исключение указанной ПСК из списка сохраненных
|
?
|
Список
|
Вывод на экран свойств заданной ПСК: имя, координаты начала и направление осей относительно текущей ПСК
|
В диалоговом окно UCS CONTROL , вызываемое командой TOOLS / NAMED / UCS / DDUCS можно задать ПСК уникальное имя. С помощью этого диалогового окна при работе с моделью можно по заранее заданному имени восстановить именованную ПСК.
Именованные ПСК используются в тех случаях, когда установленная ПСК не совпадает со стандартной, и ее необходимо неоднократно использовать в дальнейшем
В диалоговом окне UCS Orientation вызываемое командой TOOLS / NAMED / UCS / Preset UCS можно изменить ориентацию текущей ПСК в зависимости от МСК, предыдущей ПСК или текущей ПСК
Пиктограмма ПСК всегда изображается в плоскости XY текущей ПСК и позволяет получить информацию о положении и ориентации текущей ПСК, т.е. о текущем положении полюса ПСК и ориентации ее осей. Обозначения на пиктограмме ПСК:
- если ПСК совпадает с МСК, то на пиктограмме ПСК присутствует символ W(М)
- если в левом нижнем углу пиктограммы имеется символ +, то это означает, что пиктограмма расположена в начале ПСК
- если на экране имеется пиктограмма в виде сломанного карандаша, то это означает, что направление взгляда почти параллельно плоскости XY текущей системы координат. Другими словами этот знак указывает, что плоскость XY вырождается в прямую.