Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

Использование источников света и теней

Задавая источники света и материал поверхности трехмерных объектов при тонировании можно обеспечивать полное использование эффектов цветовой гаммы, особенностей отражения света и светотеней. Свет от источников позволяет создавать тень только в режимах визуализации PHOTO REAL и PHOTO RAYTRACE

В AutoCAD имеется четыре вида источников света, один рассеянный и три направленных:

  1. рассеянный – это фоновый свет, равномерно освещающий все поверхности объекта, не имеющий источника света и не имеющий направления освещения. Обычно используется для подсветки поверхностей, на которые не попадает направленный свет. Пользователь может устанавливать величину интенсивности рассеянного света или совсем отключить его.
  2. удаленный лучи света распространяются бесконечно, исходят параллельно и в одном направлении. Интенсивность света от удаленного источника не уменьшается с расстоянием. Используется для равномерного освещения объектов или заднего плана сцены, а также для имитации солнечного света
  3. точечный - лучи света распространяются во всех направлениях, а интенсивность света уменьшается с расстоянием. Используется для имитации света электрических ламп , особенно в качестве вспомогательных источников света для подсветки отдельных поверхностей
  4. прожектор – луч света распространяется в виде конуса, направление и размер которого задается пользователем. Интенсивность света прожекторов уменьшается с расстоянием. Прожектор применяется для выборочной подсветки отдельных областей и элементов модели.

Создание и редактирование источников света осуществляется с помощью диалогового окна LIGHTS открываемого по команде VIEW / RENDER / LIGHT и имеющего следующие компоненты:

  • область LIGHTS , в котором с помощью кнопок можно изменять уже созданные источники света. Любая кнопка предназначена для редактирования только одного источника света, выделенного в этой области:
    • Modify
    • Delete
    • Select
  • область AMBIENT LIGHTS , в котором регулируются параметры рассеянного света
    • регулятор Intensity - позволяет изменить интенсивность света в диапазоне от 0 до 1. Интенсивность по умолчанию устанавливается в зависимости от заданного закона спада и геометрических размеров модели:
      • при линейной инверсии интенсивность по умолчанию равна половине расстояния от левого нижнего угла до правого верхнего угла пространства модели
      • при квадратичной инверсии – будет равна квадрату половины расстояния от левого нижнего угла до правого верхнего угла пространства модели
      • при постоянной интенсивности светового потока – равна 1
    • поле Color – позволяет с помощью трех регуляторов регулировать спектральные характеристики рассеянного света
    • кнопка Select Custom Color открывает диалоговое окна COLOR в котором рассеянному свету можно задать цвет по двум вариантам: по системе RGB ( red / green / blue – красный/зеленый/синий), или по системе HLS ( hue / lightness / saturation – оттенок/яркость/насыщенность)
    • кнопка Select From ACI открывает диалоговое окна SELECT COLOR в котором рассеянному свету можно задать цвет согласно индексу цветов AutoCAD
  • кнопка NEW позволяет задать новые источники света (точечный, удаленный или прожектор). Перед формированием нового источника света необходимо выбрать вид источника с помощью раскрывающегося меню, расположенного справа от кнопки, щелкнуть по этой кнопке и с помощью вспомогательного диалогового окна, соответствующего выбранному источнику света. Для точечного источника света:
    • в поле Light name задается его уникальное имя
    • в поле Intensity с помощью числового значения или с помощью регулятора задается интенсивность источника света
    • в области Position с помощью соответствующих кнопок можно задать и проверить местоположение источника света
    • в области Color с помощью соответствующих регуляторов или кнопок выбора из палитры ( select custom color ) или из спектра ACI ( select from ACI ) можно задать спектральные характеристики
    • в области Attenuation с помощью соответствующих переключателей None , Inverse Square или Inverse linear можно установить ослабление света в зависимости от расстояния до источников
    • в области Shadows указывается, будет ли данный источник света отбрасывать тень

В диалоговом окне для редактирования удаленного источника света в сравнении с диалоговом окном для точечного источника света:

    • область Attenuation отсутствует
    • местоположение источника света вместо кнопок области Position задается:
    • в области Light source vec t or задается точка вектора, из которой удаленный источник света «смотрит» на начало системы координат
    • параметрами Azimuth и Altitude задается азимут и угол наклона источника относительно «севера» и «линии горизонта»
    • кнопкой Sun an g le calculator в архитектурно-дизайнерских проектах задается положение источника для любой точки земного шара, любого дня в году, любого времени суток

В диалоговом окне для редактирования источника света в виде прожектора в сравнении с диалоговом окном для точечного источника света имеется две дополнительные области:

    • Falloff , определяющая угол полного светового конуса
    • Hotspot , определяющая угол конуса света
  • кнопка NORTH LOCATION позволяет выбрать направление на север относительно мировой системы координат

После выбора источника света пользователь может использовать тени. Тени бывают трех видов: объемные , карта теней и тени трассировки луча, и настройка типа тени осуществляется в диалоговом окне любого типа источника света.

Для задания любого вида тени необходимо в области Shadows установить флажок Shadows On и нажать кнопку Shadows Option и в открывшемся одноименном диалоговом окне включить флажок Shadow Volumes / Raytrace Shadows . Карта теней генерируется для режимов фотореалистичности и трассировки луча во время предварительного тонирования.

Для каждого источника можно задать размер генерируемой карты теней в пределах от 64 до 4096 квадратных пикселов. Чем больше размер карты теней, тем выше их точность. После щелчка по кнопке SHADOW BOUNDING OBJECTS происходит временный возврат к чертежу для выбора объект, ограничивающий его параллелепипед будет использован для обрезания карты теней.

Мягкость тени SHADOW SOFTNESS изменяется от 1 до 10 пикселей. Значение плавности перехода – число пикселей на границе тени, которые являются переходными между тенью и изображением и создают эффект плавного перехода. Рекомендуемые значения от 2 до 4.